|
КОРЕЙСКАЯ ДИАСПОРА СШАПЁТР ВОЛКОВ, КОРЁ СИНМУН (УССУРИЙСК), 27.03.2013
Газета «КОРЁ СИМУН» продолжает публикации о наших соотечественниках, проживающих за пределами России. Мы уже ознакомили читателей с корейскими диаспорами ближнего зарубежья: Казахстан, Украина, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Эстония, Белоруссия… Сегодняшний материал посвящен корейцам США — соотечественникам уже дальнего зарубежья.Знаток Америки и ее жителейПрофессор Казахского Национального Университета им. аль-Фараби, доктор исторических наук, заслуженный деятель Казахстана Г.Н. Ким — один из самых известных в мире корееведов. Талантливый ученый, автор нескольких десятков трудов, а также ряда учебников и учебных пособий, сотен публицистических статей, свободно владеющий европейскими и восточными языками, он часто ездит по странам мира, активно участвует в международных проектах, научных конференциях, ведет большую общественную работу. Например, с 2003 года является директором на общественных началах Международного Центра корееведения, вице-президентом Ассоциации Корейцев Казахстана, главным редактором журнала «Известия корееведения в центральной Азии», членом редколлегии ряда зарубежных и отечественных научных журналов, членом Экспертного совета по внешней политике при МИДе Республики Казахстан и членом Международного Консультативного Совета по мирному и демократическому объединению Кореи при Президенте Республики Корея. Всего не перечислить! А главное — Герман Николаевич хороший знаток истории корейцев, современной жизни диаспор в разных странах, в том числе и в США, где бывал неоднократно, читал лекции и преподавал здесь студентам в ведущих университетах. Поэтому и обратился к нему за поддержкой при подготовке статьи. Профессор согласился, помог в сборе материала, познакомил с научными работами о соотечественниках США, своими публикациями на данную тему в газетах «Корё ильбо», «Российские корейцы» и других изданиях, дал контактные телефоны американских коллег-корееведов, поделился личными впечатлениями о заокеанских командировках. Консультант по теме «Американские корейцы» из него получился просто замечательный. И за это я ему очень благодарен. Листая страницы историиКак свидетельствуют данные ряда исследований, история корейской иммиграции в США насчитывает более ста лет. Нашим соотечественникам пришлось вынести немало трудностей и лишений, пережить тяжелые времена и дискриминацию прежде чем найти себя и закрепиться в новом обществе. В 1902-1905 гг. на Гавайи переселилось около семи тысяч корейцев — основателей общины, которые были наняты для тяжелой и низкооплачиваемой работы на сахарных плантациях. В переселении корейцев на американскую землю важную роль сыграли отдельные исторические личности, включая корейского короля Кочжона, посла США в Сеуле Г. Аллена и предпринимателя Д. Дешлера. Особый вклад внесли американские христианские миссионеры в Корее, пропагандировавшие целесообразность иммиграции в США и обещавшие всем приезжим «золотые горы».
В период сахарного бума гавайская ассоциация владельцев сахарных плантаций решила использовать корейцев как дешевую рабочую силу на полевых работах. Она инвестировала средства для организации рекламы, вербовки и транспортировки корейских рабочих морским путем из Кореи на Гавайи, а ее представители лоббировали реализацию проекта как в Америке, так и в Корее. Расовая дискриминация в отношении иммигрантов из стран Азии в США долгие годы являлась преградой для развития бизнеса корейских иммигрантов. Как и выходцы из Китая и Японии, корейцы были объявлены иностранцами, не имеющими право становиться гражданами США по существующему тогда законодательству. Однако уже к тридцатым годам минувшего столетия местные власти некоторых городов узаконили некоторый корейский бизнес, представлявший собой овощные лавки, рестораны и небольшие магазины. К 1940 годам ситуация заметно улучшилась. У большинства корейских семей уже было собственное дело. Сферой интересов являлись медицина, стоматология, архитектура, наука и высокие технологии. Впоследствии многие корейцы стали весьма влиятельными бизнесменами, протестантскими священниками, издателями корейских газет и т.д.
От 70 тысяч — до 1,7 миллионаСовременная Америка — страна иммигрантов, в которой сотни
миллионов людей проживают за пределами своей исторической родины: Европы,
Азии, Африки, Латинской Америки. И неслучайно посмертная книга президента
Джона Кеннеди, посвященная актуальным проблемам американского общества,
называется «Нация иммигрантов». Согласно переписи населения 1970 года
в США проживало всего 70 тысяч корейцев, а перепись 1990 г. зарегистрировала
уже свыше 800 тысяч. Взрывообразному росту корейской иммиграции в Соединенные
Штаты во многом способствовало принятие «Закона об иммиграции» в 1965
г., отменившего действовавшую прежде дискриминацию на въезд в страну по
признаку расовой, этнической и государственной принадлежности. Особенности диаспорыОдна из особенностей корейской общины США — это огромная роль протестантских церквей как главного организатора корейской диаспоры. Большинство верующих корейцев являются сторонниками тех же направлений протестантизма, что распространены в США. Однако, несмотря на это, корейцы редко становятся членами уже существующих «общеамериканских» приходов, а предпочитают создавать свои, чисто корейские. Именно эти церкви, а в США их сотни, становятся для них главными центрами общения и взаимопомощи. Однако среди прихожан все меньше молодежи. Дает знать ассимиляция. Во всех других странах, где проживают корейцы — в СНГ, России, Японии, Китае — местные власти поддерживают корейские культурные центры и издания, помогают проводить национальные праздники, содействуют сохранению и развитию корейских традиций. В Америке же никакой «национальной политики» нет, корейцы сами вольны выбирать, на каком языке учиться и какие газеты читать.
Однако нигде, пожалуй, ассимиляция корейцев не идет так быстро, как в США. Только небольшая часть тех корейцев, что родились в США, в состоянии читать и писать по-корейски. В большей степени, чем иные этнические группы, американские корейцы ориентируют своих детей на получение высшего образования и профессиональную карьеру. Поэтому молодые корейцы изо всех сил стремятся овладеть не только специальными знаниями, без которых в университет не поступить, но и английским языком и американской культурой, так как без свободного владения английским и понимания американского общества добиться серьезного успеха очень трудно. В итоге уже второе поколение корейцев в США по отношению к жизни мало чем отличается от своих американских сверстников. Сеул-Вашингтон: экономические связи крепнутВ последние годы приток корейцев в США из Южной Кореи
в поисках лучшей доли заметно сократился. Достойно и счастливо теперь
живется и на родине. В некоторой мере всестороннему развитию Страны утренней
свежести способствовали и экономические связи Республики Корея с Соединенными
Штатами, история которых насчитывает уже более 60 лет. Корейские СМИКак и в других крупных диаспорах, в жизни американской
важную роль играют СМИ. В настоящее время в США издается свыше 60 газет
и журналов на корейском языке, которые выходят с различной периодичностью
от ежедневных выпусков до ежеквартальных изданий. Крупнейшие ежедневные
корейские газеты, такие как «Хангук
ильбо», «Чосон
ильбо», «Донгъа ильбо» и другие передаются по спутниковой связи и
выходят в тот же день в американских мегаполисах, в которых проживают
значительные по численности корейские общины. В Нью-Йорке, например, на
сегодняшний день выходят 5 ежедневных газет, 6 еженедельных и 2 ежемесячные.
Конечно, захотелось пообщаться с коллегами. Даже дозвонился
до одной из газет. Но беседы не получилось. В ответ на мой звонок в трубке
услышал женский голос на корейском, а затем на английском языке. Русский
корейские журналисты не знали, а я не владел даже английским. В редакции
так и не поняли, для чего я им звонил. «Столица» американских соотечественниковПочти каждый второй американский кореец проживает в Калифорнии. Здешняя диаспора самая крупная в стране. А столицу штата Лос-Анджелес справедливо именуют корейской столицей. В центральной части города расположен корейский район — Koreatown, самый плотно заселенный, размером 20 на 20 кварталов. Помимо корейцев в этом районе проживают латиноамериканцы, мексиканцы, афроамериканцы. Белых около 7%. Почти 70% населения района — родившиеся за пределами США. Это самый высокий показатель по Лос-Анджелесу. Таким образом, Кореа-таун является мультикультурным районом, где запросто можно встретить испанскую речь в корейском магазине или ресторане и наоборот. Однако стоит отметить, что нужно стать корейцем, чтобы попасть в отдельные места или заведения.
В K-тауне расположено большое количество магазинов,
салонов, ресторанов, баров, кальянов и караоке-студий. Считается, что
в районе самая большая концентрация ночных клубов во всем Лос-Анджелесе.
По примерным оценкам полиции, в Koreatown работают более 500 ночных заведений.
В районе преобладает корейско-мексиканское население. Однако ночная жизнь
больше привлекает белых американцев и гостей города. Черные дни 1992-гоЕсть, к сожалению, в истории корейской столицы и черные
страницы. 29 апреля исполняется 21 год началу восстания цветных в Лос-Анджелесе,
которое продолжалось 8 дней. В это время было убито 140 человек. Сдержать
восстание удалось корейской диаспоре города, а уж затем дело довершили
ФБР и Национальная гвардия. Причиной восстания цветных послужили два события.
Второе событие — в эти же дни суд фактически оправдал
американку корейского происхождения Сун Я Ду, застрелившую в собственном
магазине при попытке его ограбления 15-летнюю афроамериканку Латашу Харлинс.
Суд дал Сун Я Ду всего 5 лет условно. Стоит добавить, что суд присяжных,
рассматривавший дело Родни Кинга, состоял из 10 белых, 1 латиноса и 1
китайца.
Первые два дня 29-30 апреля — полиция практически не
вмешивалась в бунт. Максимум, на что хватило местных полицейских, это
оградить место восстания, чтобы оно не перекинулось на другие кварталы,
где жили обеспеченные белые, а также на деловую часть города. Фактически
два дня треть Лос-Анджелеса находилась в руках восставших цветных. Белые
в страхе разбежались и из захваченных кварталов, и из окрестных. Остались
только представители Азии. Они первыми и дали отпор. Особенно отличились
корейцы, которые сплотились в 12 мобильных групп по 10-15 человек в каждой.
Остальные корейцы встали на страже домов, магазинов и других зданий. Фактически,
именно корейцы тогда и спасли город, не дав восстанию перекинуться на
другие кварталы и сдержав озверелые толпы цветных. Лишь к вечеру 1 мая
в Лос-Анджелес были стянуты 9900 национальных гвардейцев, 3300 военных
и морских пехотинцев на броневиках, а также 1000 агентов ФБР и 1000 пограничников.
Эти силовики зачищали город до 3 мая. Но фактически восстание было подавлено
лишь 6 мая.
Как вспоминают очевидцы, сразу после окончания трагедии тысячи корейцев Лос-Анджелеса двинулись маршем мира и согласия по Олимпийскому бульвару, неся в руках транспаранты с требованием «Восстановить Корея таун!» и «Справедливость для Кинга!» Впервые в христианских церквях корейские и афроамериканские пасторы провели совместные богослужения. В том же году в городе был открыт музей толерантности. Его стенды, многочисленные фотографии, различные экспонаты показывают посетителям, к чему может привести расовая, религиозная нетерпимость и межэтническая вражда. Музей толерантности и по сей день содействует сохранению межнационального согласия и мира. Американские корё сарам в лицах
|
|