НА ГЛАВНУЮ

БИБЛИОТЕКА

КОРЕЙЦЫ — ЖЕРТВЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ В СССР. 1934-1938 ГГ.
КНИГА ВОСЬМАЯ
Автор проекта и составитель: КУ-ДЕГАЙ Светлана
Место издания: Москва
Издательство «Возвращение»
Год издания: 2006
Тираж: 500 экз.

Издание осуществлено при поддержке
Национального Института Истории Кореи
(National Institute of Korean History)

Содержание

Предисловие
(переписка составителя книги с Максимом Хлопониным)

Мартиролог

Нам Манчхун (воспоминания, документы, письма, фотографии из семейных архивов родственников Нам Манчхуна Павла Никифоровича)

Максим Хлопонин
«...В детстве он мечтал стать врачом»

Письмо П.Н. Нам Манчхуна — жене от 14 июня 1925 г.

Письмо П.Н. Нам Манчхуна — сыну от 14 июня 1926 г.

Письмо П.Н. Нам Манчхуна — жене от 28 июня 1926 г.

Мария Ринчино (Нам), сестра Нам Манчхуна
«Я ничего не знаю ни о Дорджи, ни о Павле...»

Письмо Марии — брату Павлу от 14 апреля 1930 г.

Письмо Марии — жене П.Н. Нам Манчхуна от 14 апреля 1931 г.

Письмо Марии — жене П.Н. Нам Манчхуна от 17 июля 1948 г., где она просит ее больше не ждать возвращения мужа

Письмо Марии — внуку П.Н. Нам Манчхуна Максиму Хлопонину

«...В детстве он мечтал стать врачом, вернуться в свое родное село Благословенное и лечить корейских ребятишек...»

Из письма Намманчуна жене:

«... Не надо унывать, теперь не 1920-21 годы, когда пропадали с голодухи. Я на учете, со мной считаются здесь, как с единственным осколком от славных лидеров и вождей, теперь придавленных тяжелыми местами истории...»

Станция «Удельная» Московской области, 14 июня 1925 года

Моего деда, Павла Никифоровича Намманчуна (Нам Манчхун), можно по праву назвать настоящим корейским интеллигентом в высоком понимании этого слова. Преклонение перед наукой, образованием, культурой, с одной стороны, а с другой стороны, борьба с несправедливостью, угнетением, произволом и бедностью. В детстве он мечтал стать врачом, вернуться в свое родное село Благословенное и лечить корейских ребятишек. О том, какое значение он придавал книгам, существует такая история. Осенью 1937, когда в ужасе и спешке собирали вещи и думали, что с собой взять в ссылку, дед решил взять свою библиотеку и рояль. Рояль вывезти запретили, а сундуки с книгами путешествовали по Кустанаю от одной квартирной хозяйки к другой, пока не были потеряны. Моя мама тайно вырывала цветные репродукции картин и выменивала их на хлеб у дочерей своих хозяев. А моя бабушка Таисия Намм — бездомная, безработная с 5-ю детьми, умирающими от голода и холода, горько плакала, что не настояла на своем и не взяла швейную машинку и теплые вещи.

Мой дед Павел Никифорович Намманчун родился в 1892 году 20 августа (20 июля в документах до 1917 года) в самом знаменитом корейском селе Благословенное. И хотя он и его сестры покинули село в самом юном возрасте, они до конца дней своих считали, что самые лучшие корейцы — родом оттуда. Наверное, это действительно было хорошее село, если даже в двух выпусках самого известного словаря Брокгауза и Ефрона две восторженные статьи о нем, а в других дореволюционных изданиях оно упоминается как пример для подражания. И не мудрено: три школы, прекрасные учителя, церковь, плодородная земля, льготы корейским крестьянам наравне с русскими переселенцами. Мой дед жил в бревенчатой русской избе — в одной из тех, которые были построены для переселенцев по приказу губернатора Восточной Сибири Н.П. Синельникова.

Моя бабушка Мария Намм (Ринчино) любила рассказывать о том, что наш предок был губернатором в одной из южных провинций Кореи, продал свое имущество и со своими людьми прибыл к границам Российской Империи, лично обратился к императору Александру III, который даровал им земли в районе Амурского казачьего батальона, и затем в честь императора переселенцы назвали свое село Благословенное.

Наверное, история была более прозаичной, а север превратился в юг из-за внутреннего неприятия политического режима Северной Кореи. Но в 1892 году, в год рождения моего деда, заканчивалось 20-летнее освобождение от подушных податей, и 19-летний Никифор Нам Чан Шек оставил свою молодую жену с ребенком и уехал на заработки на строительство железной дороги, а затем провел и остальную часть своей жизни в разъездах, изредка навещая свою семью. В годы русско-японской войны служил переводчиком при воинской части, переводил с корейского и китайского на русский, а после ее окончания остался при этой воинской части садовником.

У моего деда было две сестры: Александра и Мария, которых он вырастил и выучил, и брат Федор. В 1903 году умирает его мать, и он был вынужден взять сестер и брата в Благовещенск. Поразительно, какие решения должен был принимать 12-летний мальчик. По соседству жила японская семья. Детей у них не было, а муж содержал парикмахерскую. Они жалели Павла, как-то помогали ему и уговорили отдать им на время 8-месячного Федора. Но однажды эта семья исчезла. Это было накануне русско-японской войны, потом говорили, что это были японские шпионы, но младшего брата им найти так и не удалось.

У моего деда было типичное детство мальчика из бедной крестьянской семьи. С шести лет он работал с матерью в поле, ходил за скотиной, убирал дом и двор, нянчил сестер. В 1901 году отец отвез его учиться в Благовещенск, но школу пришлось бросить. Павел занимался мелочной торговлей, продавал поштучно сигареты и газеты, спал, где придется. И однажды он просто упал на улице, измученный и умирающий от голода. Его подобрал ректор духовной семинарии и устроил учиться.

В начале XX века Благовещенск начал быстро развиваться. В городе кипела культурная и политическая жизнь. Духовная семинария была главным учебным заведением города. Она была открыта епископом Вениамином в 1871 году, а в 1882-м переехала в трехэтажное каменное здание — одно из первых каменных зданий города. Сейчас трудно поверить, но преподавательский состав просто потрясает. Все учителя закончили Санкт-Петербургскую или Казанскую духовные академии, все были кандидатами богословия, большая часть преподавателей занималась научными изысканиями, изучала местные языки, составляла и издавала словари, проводила археологические раскопки. А такие, как А.В. Кириллов, В.В. Попов, оставили заметный след в русской науке. В семинарии даже существовал марксистский кружок. Когда в 1903 году он был раскрыт полицией, она захватила материалы кружка, состоящие из номера газеты «Искра» и «Материалов объединительного съезда Лиги русской революционной социал-демократии». В 1905 году в городе проходят бесконечные митинги, демонстрации, стачки. Летом в июле был сорван традиционный городской молебен. Во время богослужения над иконой с помощью спрятанного механического устройства взвился красный флаг с надписью «Слава борцам за свободу».

Ректором духовной семинарии в 1901 году стал архимандрит Дионисий (в миру Дмитрий Прозоровский), молодой, ему было 30 лет, он также был выпускником Санкт-Петербургской духовной академии, кандидатом богословия. Когда Павел блестяще закончил семинарию, отец Дионисий вызвал его к себе в кабинет и выразил огорчение, что Павел не захотел избрать духовную карьеру, и ему известно, что тот хочет стать доктором. В детстве он сам попал в сходные обстоятельства, и один человек спас его, помог ему встать на ноги. Следуя примеру своего благодетеля, он поставил себе целью помогать людям (почему он и оказался в Сибири, в Благовещенске), помог когда-то и Павлу и просит его помнить об этом и следовать этому примеру.

Вот в этой атмосфере и сформировался характер моего деда. Он всегда гордился полученным образованием, своими учителями и уже в советское время в документах в графе «профессия» с гордостью писал «педагог».

В 1908 году Павел поехал в Читу, где разыскал своего отца. Здесь он занимался репетиторством и готовился к поступлению в гимназию. В 1910 году, успешно выдержав экзамены, он поступил в 5-й класс Читинской мужской гимназии. Сохранилась фотография 1913 или 1914 года группы гимназистов-сотрудников журнала «Идея». Подпись с обратной стороны фото гласит: «Сердюк — поэт, Свинин — юмор, Макаров — прозаик, Переломов — юмор, Губанов — поэт, Намм — прозаик, Красноперов — поэт и прозаик, Егоров — критика. Редактор — Красноперов. Издатель — Намм». Он стоит на переднем плане в гимназической форме, и даже на фотографии видно, какой он чистый и аккуратный, и трудно поверить, что после занятий он занимается репетиторством, содержит своих сестер, готовит их к поступлению в гимназию и, более того, организовал марксистский кружок, установил связь с Нерчинскими большевиками Д. Шиловым и Прочекиным, ходит агитировать рабочих, разрабатывает планы проведения стачки в железнодорожном депо станции Чита. Но, в конце концов, все руководство стачечного комитета было арестовано. Некоторое время он провел в тюрьме. Все учителя гимназии обратились с просьбой отпустить Павла Намм и даже несмотря на протест директора оставили его в гимназии, а не исключили с волчьим билетом. Павел окончил гимназию в мае 1914 года с серебряной медалью и прекрасным аттестатом с записью о примерном поведении и прилежании.

20 августа 1914 года он садится в поезд и приезжает в Киев, где его зачисляют на медицинский факультет университета. Но 1 августа начинается война, повлиявшая на судьбы всего человечества, не говоря уже о судьбе моего деда. 5 октября 1914 года он был мобилизован в армию и направлен учиться в Киевское военное училище. Своей невесте, а моей будущей бабушке, он писал: «Настроение, самочувствие самое прескверное, хоть реви. Благо, что осталось мало, а то бы с ума здесь сошел». В 1915 году он окончил ускоренный выпуск и выпущен прапорщиком. Но его отправили не на фронт, а в Омск, в 20-й сибирский запасной батальон. Он преподавал в учебной команде, был командиром 2-й роты. Его сестры переехали к нему в Омск и вспоминали, что солдатское уважение и любовь к Павлу приятным образом отражалась на них: солдаты всячески баловали и опекали их, учили играть в городки. В декабре 1915 года он женился на Таисии Идкиной. Она родилась в 1892-м в маленьком городке Сураж Витебской губернии. Ее отец был учителем, бухгалтером, потом служил на строительстве Южно-Уральской железной дороги, семья переезжала с места на место, пока не обосновалась в Екатеринбурге. Таисия закончила Читинскую гимназию в 1912 году. Показательно, что на свадьбе не присутствовали офицеры батальона, а только нижние чины. Родители Таисии были против брака дочери с корейцем, хоть и крещеным. Ее отец придерживался крайне националистических взглядов и был членом «Союза русского народа». Они порвали с дочерью все отношения. Однако спустя много лет отец всё же не только простил ее, но в 1933 году переехал жить к ним в Уссурийск.

В феврале 1917 года Павла Намм избирают членом полкового комитета от солдат. Но уже 15 марта он оказывается в действующей армии на Западном фронте. Его назначают командиром 5-й роты 536-го Ефремовского полка, входившего в состав 10-й армии. Полком командовал полковник Григорий Афанасьевич Вержбицкий. В это время начался развал фронта, солдаты перестали подчиняться и отказывались воевать. В полку, где служил Павел, произошел чудовищный по своей жестокости бунт. Солдаты устроили митинг, заперли офицеров в избе, кто-то из солдат крикнул: «Павел Намм, выходи», — а остальных офицеров заживо сожгли. Генерал А.И. Деникин с горечью вспоминал, что многие части потеряли не только физический, но и нравственный облик. Поэтому 134-ю пехотную дивизию перед самой операцией заменили, оставив 536-й полк как единственный боеспособный. 6 июля началась трехдневная артиллерийская подготовка, а 9 июля штурмовые роты пошли в атаку и захватили 3-ю линию германских окопов. Прорыв был настолько стремительным, что противник не успел открыть заградительный огонь. Следовавший за ними Понтийский полк, подойдя к 1-й линии русских окопов, отказался идти дальше. Двигавшийся за ним 536 полк, вследствие скопления в окопах, а также сильного артиллерийского огня противника, задачи своей не выполнил и частью рассеялся, частью залег в траншеях. Павел Намм был тяжело ранен в ногу и отправлен в госпиталь, а потом в Екатеринбург на излечение. Июльское наступление закончилось катастрофой для русской армии и для Павла. В октябре его направили в Казань для операции, где он пробыл до декабря 1917 года. Всю оставшуюся жизнь Павел хромал. После госпиталя он был признан негодным к строевой службе и назначен заведующим офицерской столовой. В январе 1918 года его комиссовали и отпустили домой. В родном селе Павел развернул активную революционную деятельность, его квартира стала большевистской явкой. В ноябре 1918 он был мобилизован Колчаком, но по болезни отпущен на лечение, а позже дезертировал и продолжил подпольную большевистскую работу. Белогвардейцы выследили его. Однажды в квартиру ворвались казаки. Павел успел спрятаться за гардину, моя бабушка Таисия, прижав к себе ребенка, встала рядом. Казаки, угрожая и размахивая шашками, требовали выдать, где скрывается муж. Павла они не нашли, и он вместе с семьей был вынужден бежать в Иркутск. Там он организовал коммунистическую ячейку из корейцев, а затем сформировал боевую дружину из революционно настроенных военнопленных (венгры, поляки, чехи). 5 января 1920 года в результате успешного восстания город был освобожден от Колчака, а адмирал Колчак расстрелян на берегу Ангары. Таисия Намм вспоминала, что морозы в ту зиму доходили до сорока градусов, все были голодные, но счастливые от своей победы. Павел и его друзья были полны революционного энтузиазма, подлинного товарищества, полны желанием построить новый, честный и справедливый мир. Он становится комиссаром и начальником штаба дружины, а его сестры Александра и Мария — сестрами милосердия.

7 марта в город входят части 5-й армии. Дружина была преобразована в дивизию, а начальником штаба назначен Павел. Она получила название 1-й Интернациональной Коммунистической дружины имени Третьего Интернационала. В ее состав входило 2000 добровольцев. В 1957 году был издан сборник документов «Боевое содружество трудящихся зарубежных стран с народами советской России (1917-1922)». Там приводится сводка иностранного подотдела Народно-революционной армии в мае 1920 года: «Большинство товарищей корейцев и китайцев выразили горячее желание вступить в Красную Армию и воевать на любом фронте. Самое горячее желание воевать против Японии <...>. Товарищи в Иркутске не могут дождаться, когда осуществится их желание создать Восточную Красную армию из корейцев и китайцев. Желающих так много, что пришлось воздерживаться от записи и регистрации в Красную Армию, не имея на это определенных инструкций и разрешений. Формирование будет иметь большой успех». Это написал мой дед, а напечатала на машинке «Ундервуд» его сестра Мария Намм (Ринчино).

Интересно его знакомство и сотрудничество с знаменитым корейским революционером Те Хуном. В 1919 году 22-летний Те Хун создает в Иркутске организацию «Восстановление отечества». Он и его два товарища написали своей кровью клятву, что они до самой смерти будут бороться за освобождение Кореи, а нарушивший клятву будет казнен. Их знакомство с Павлом, очевидно, состоялось в Екатеринбурге в 1917 году. «В начале Нам Манчун отказался вступать организацию Те Хуна, ставившей своей целью борьбу за освобождение Кореи путем индивидуального террора, а он хотел стать членом партии». Так записано в следственном деле, хранящемся в архиве Кустанайского КГБ. Те Хун в 1920-1921 годах ездил в Китай и Корею для подготовки съезда народов Дальнего Востока и Учредительного съезда партии. В 1926-1927 годах он жил в Москве и был ответственным работником коммунистического интернационала молодежи, а позднее — редактором корейской секции издательства «Иностранный рабочий».

В Иркутске Павел и Таисия Намм также познакомились с Ниной Хабиас — поэтессой. Ее внешность, поведение, а особенно стихи, произвели на них, людей, получивших классическое образование, и любимыми поэтами которых были Фет и Надсон, шокирующее впечатление. Некоторое время Хабиас служила вместе с Таисией в комитете по ликвидации неграмотности. Настоящая фамилия ее была Оболенская, а свои стихи она называла «Стихеты». Стихи изобиловали обсценной лексикой и насыщены китайско-корейскими образами, не без влияния Интернациональной дружины, которой командовал Павел Намм. Там же, в Иркутске, они познакомились и подружились со знаменитой революционеркой Розалией Землячкой, которую называли Розой. В семье существовало убеждение, что Землячка всегда поможет. В 1937 году, когда Павел был арестован, бабушка написала ей письмо с просьбой о помощи. Ответа она, конечно, не получила.

В том же 1920 году Иркутский горком партии принял его в ряды РКП. В марте на губернской партконференции он был избран членом губкома, затем — заведующим отдела нацменьшинств губкома партии. В мае 1921 года в Иркутске проходил учредительный съезд Корейской компартии. Павел Намманчун с Хан Менее и Те Хуном являлись ее создателями. Вместе с ними работали такие замечательные революционеры, как А.А. Ким, ПакЧаин, Чен Мин, Чхве Горе. Павел был избран делегатом на III Конгресс Коминтерна, проходивший в Москве, где он выступил с большой речью. Осенью 1921 года Павел по заданию Коминтерна ездил в Китай, где находился под видом студента Пекинского университета, его все время преследовала полиция, а однажды он, убегая по крышам домов, перепрыгнул с одной стороны улицы на другую. Из Пекина ему пришлось бежать в Маньчжурию, а оттуда в Читу. К сожалению, в кустанайской ссылке пропало объявление о награде за поимку Павла, долгое время хранившееся в семье. За его голову японцы обещали 50 тысяч иен.

По возвращении из Китая Коминтерн рекомендовал его назначить заведующим Отделом нацменьшинств Дальбюро ЦК РКП(б). Павел стал заведовать Корейско-японской секцией, а его сестра Мария работала у него машинисткой в секретном отделе. К нему стекались сведения о партизанах Дальнего Востока. В этой должности он работал до 1924 года. Лето этого же года он проводит в Подмосковье на станции Удельной в летней коммуне на специальных курсах для новой поездки в Китай. В письме к своей жене он писал: «Если даже и случится что-нибудь со мной, то тебя не оставят голодать. К тебе на помощь придёт Коминтерн, ЦК РКП, МОПР (Международное общество помощи революционерам и их семьям) — Фонштейн во Владивостоке. Катя получает ведь? Наконец, есть Шура, Маруся и папа <…>. Не надо унывать, теперь не 1920-21 гг., когда пропадали с голодухи. Я на учёте, со мной считаются здесь, как с единственным осколком от славных лидеров и вождей, теперь придавленных тяжёлыми местами истории. Ханменнсе на 2 года едет в Якутск, его временно изолируют, а потом мы с ним сработаемся. Все хорошие ребята выздоровеют от своих суконных болезней и будут вовремя на своём месте». В конце 1925 года его направляют с ответственным заданием в Шанхай. Случайно сохранились вырезки из шанхайских газет «Русское слово», по которым можно судить о характере его деятельности там: распространение коммунистической литературы и материалов, направленных против китайского правительства, организация складов оружия и взрывчатых веществ, террористические акты; например, 11 января 1926 года был убит активный член боевой организации фашистов мушкетер Гомонилов. Существует статья «Освободительное движение корейцев Приамурья в начале 1920-х годов» по сведениям Ким Сынбина и Нам Манчуна» (сб. «Известия о корееведении в Казахстане и Средней Азии. — Алматы, 1993»), ее автор, В.А. Тен, сумел прочитать следственное дело моего деда. Там говорится, что «...с конца 1925 года до конца 1926 года он находился в Шанхае, куда был командирован Коминтерном в качестве члена редколлегии Центрального органа Корейской компартии «Искра» и для связи с ЦК Китайской Компартии. Его работа проходила под руководством уполномоченного Коминтерна Г. Войтинского. Находясь в Шанхае, он распоряжался финансами и оказывал денежную помощь политэмигрантам, прибывшими из Кореи в Китай. Однако осенью 1926 года Дальбюро ИККИ прекратило финансирование «Искры» и выплату ему зарплаты. Ослабленный, к тому же, тропической дизентерией, он в конце 1926 года выехал во Владивосток и отошел от участия в организации коммунистического движения в Корее.

Вернувшись в Россию в сентябре 1927 года, Павел Намм поселяется с семьей во Владивостоке. Несколько лет заведует Совпартшколой. В 1929 его направляют в Никольск-Уссурийский, где он становится организатором Тихоокеанского рисово-мелиоративного техникума, избирается в горсовет. Неприятности у него начались уже в 1934 году: ему даже пришлось поехать в Москву на парткомиссию.

В 1920-е годы Павел написал несколько книг на русском и корейском языках, опубликовал ряд статей под своим именем и псевдонимами. Мне известно лишь об одной из книг — «Угнетенная Корея». Остальные сгорели в печках многочисленных хозяек кустанайских квартир, по которым была вынуждена скитаться семья Павла, брошенная на произвол судьбы после его расстрела. Обладая даром слова, Павел любил выступать на митингах (1917-1920-е гг.). Сохранилось несколько черновиков его выступлений, написанных в стиле той революционной эпохи. «Долой белый террор над корейскими революционерами!» или: «Мы требуем освобождения узников японского капитала — корейских революционеров из тюрем!», — можно прочитать «резолюции-протесты» митингов на обрывках конспектов, написанных рукой Павла. А вот еще: «Долой палачей алчного и жестокого японского империализма!»

А осенью 1937 года Нам Манчун был выслан с семьей в Казахстан как социально-опасный элемент и прибыл в Кустанай в конце 1937 года. Будучи административно-высланным лицом, он работал здесь сначала плановиком в областной конторе, ведавшей заготовкой скота, а затем — экономистом-статистиком Кустанайского областного отдела народного образования. В мае 1938 года он был арестован по стандартному обвинению в шпионаже в пользу Японии, и 15 октября 1938 года по решению внесудебного органа — «Тройки УНКВД по Кустанайской области» — расстрелян. В 1956 году моя бабушка направила просьбу о пересмотре дела в Политбюро ЦК КПСС. В 1957 году он был посмертно реабилитирован, о чем и сообщили его семье. При этом, однако, в документе неправильно указали причину смерти (от астмы в 1946 году).

Он сотрудничал и близко общался с большинством видных представителей корейского освободительного движения на Дальнем Востоке, а также некоторыми членами заграничного бюро ЦК Корейской Компартии и руководства ККП в самой Корее.

Павел Никифорович еще знаменит тем, что в 1925 году по его инициативе был поставлен вопрос о создании в Приморье Корейской Советской Автономной области.

Сестра Павла, Александра, в 1920-30-е годы занималась пропагандистской работой среди женщин-кореянок, организовывала женделегатские собрания. В 1921 году она вступает в партию, учится на курсах политработников при 5-й Армии, затем работает переводчиком с корейского на этих же курсах. Потом живет во Владивостоке и работает инструктором женотдела губкома партии по работе среди кореянок. Пользовалась огромной популярностью среди корейцев. Говорили, что на нее даже не лают злющие корейские собаки. А.А. Фадеев изобразил ее в своих произведениях. В 1936 году ее вызвали в НКВД, она вернулась домой и вечером умерла от разрыва сердца.

Другая сестра Павла — Мария — на митинге познакомилась с Э.Д. Ринчино, выдающимся монгольским революционером, вышла за него замуж и прожила яркую и интересную, хотя и трудную, после расстрела мужа, жизнь.

Максим ХЛОПОНИН

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь