ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ТНК-BP ОЛЕГ
НАМ: «МЫ ДОБЬЕМСЯ СВОЕЙ ЦЕЛИ»
Олег НАМ — вице-президент
ТНК-ВР, и один из самых редко упоминаемых в СМИ парламентариев Ханты-Мансийского
округа. О вопросах «нефтяного лоббизма» в югорском парламенте, о скрытых
механизмах принятия судьбоносных для Югры законопроектов, о депутатской
кухне и о многих других жизненных реалиях «нефтяного генерала» и депутата
думы округа читайте в эксклюзивном интервью «УралПолит.Ru».
—
Олег Сергеевич, полтора года дума Ханты-Мансийского округа работает в
новом составе. Вы в югорском парламенте — один из тех десяти депутатов,
кого называют «нефтяным генералом». Поскольку в думе округа явно просматривается
нефтяное лобби, то не становится ли парламент местом решения каких-то
сугубо корпоративных проблем?
— Как это ни парадоксально звучит, в окружном парламенте нефтяное лобби
невозможно по определению, и этому есть несколько причин. То, что в думе
Югры есть 10 представителей нефтегазовых компаний — это закономерность
и реальное отражение структуры промышленности округа. Все-таки наш округ
нефтегазодобывающий, и нефть и газ у нас — основа экономики территории.
Здесь представлены все крупные нефтяные компании России, и все крупные
нефтяные активы находятся здесь же. 90% налогов в Югре — это прямые или
косвенные отчисления нефтедобывающих предприятий. Нефтяники в думе это
не только представители нефтегазовых компаний, а еще и представители трудовых
коллективов, которые являются жителями нашего округа, избирателями, причем
составляют большую его часть. В какой-то степени они между собой конкуренты.
Поэтому лоббировать интересы отдельно взятой компании в нашей думе невозможно.
Более того, в этом году, руководствуясь интересами жителей всего округа
и России в целом, дума приняла ряд законов и постановлений, невыгодных
нефтяным компаниям. Как пример — закон по сокращению процента льготы налога
на имущество предприятий. Также дума выступила с законодательной инициативой
о принятии Государственной думой закона, касающегося утилизации попутного
газа, который предусматривает к 2010 году довести процент его утилизации
до 95%. И таких примеров можно привести много.
— Тем не менее, вы, работая вице-президентом ТНК-ВР, приняли решение,
что вам необходимо выходить на этот уровень власти…
— Я бы сказал так: мое «я» всегда противилось этому решению. Мы как компания
обычно не участвуем в политике. Мы находимся вне политики и занимаем нейтральную
позицию, но всегда поддерживаем действующую власть. Перед выборами был
сделан соцопрос в Нижневартовске, показавший, что у меня достаточно высокий
рейтинг. Именно в тот период перед «партией власти» стоял вопрос: кто
из членов «Единой России» сможет одержать победу в нашем городе. Мне было
сделано предложение участвовать в выборах в думу округа. Я отказался.
Потом несколько раз были беседы на всех уровнях власти. В том числе с
председателем думы, с губернатором. В конечном итоге я дал согласие участвовать
в выборах. Должен признаться, что до самого конца я в душе надеялся, что
не выиграю. Только поэтому не провел ни одной предвыборной встречи с избирателями.
— То есть наказы не брали?
— Почему? Специальные встречи я не проводил, но наказы избиратели мне
присылали и продолжают присылать. Раз меня выбрали, то мне их исполнять.
Если выбрали, значит надо работать. Так я привык: доверие людей надо оправдывать
делами.
— Уже можно подводить промежуточные итоги по выполнению наказов
избирателей? Есть ли типично нижневартовские проблемы или ситуация примерно
одинакова во всех муниципалитетах Югры?
— Вы знаете, я должен признаться, что все-таки больше забочусь о Нижневартовске.
В то же время я член бюджетной комиссии, и на ней мы ведем очень откровенный
разговор по вопросам, касающимся всех окружных городов и поселков, всех
жителей Югры.
Возьмем для примера последние дебаты бюджетной комиссии. Мы рассматривали
вопрос принятия бюджета на ближайшие годы. С одной стороны, хочется родному
Нижневартовску больше средств выделить. С другой — понимаешь, что это
можно сделать только за счет других территорий. Кошелек-то один. И вот
здесь приходишь к мысли, что надо найти такие критерии работы, чтобы они
были справедливыми для всех территорий. В результате депутаты решили принимать
бюджет на три года в первом чтении, но создать комиссию, где мы могли
бы посмотреть уже в рамках принятого бюджета, как по справедливости распределить
финансы по окружным территориям.
Меня в большей степени беспокоит строительство доступного жилья. Это необъятная
тема, которая требует серьезных средств. Приятно, что на федеральном уровне
принята программа. Если посмотреть по цифрам ввода нового жилья в Югре,
то мы в числе первых в стране. Но состояние старых домов, количество квадратных
метров на душу населения у нас ниже среднероссийского уровня. Понятно
почему: в свое время к нашему округу относились как к вахтовому и строили,
в основном, общежития, вахтовые поселки. Со временем отношение поменялось,
но время было упущено. Задача депутатов — ликвидировать тяжелое наследие
прошлых лет. Речь о прогнивших, но все еще заселенных «балках», о старой
части окружных городов, о жилых поселках предприятий. Поэтому эти вопросам
уделяется много внимания. Но, на мой взгляд, все же недостаточно выделяется
средств. Поэтому мы хотим предложить, чтобы минимум 50 % бюджетного профицита
стабильно направлялось на строительство. Хотим убедить правительство Югры
не отвлекать финансы на другие направления.
Еще одна проблема, характерная как для Нижневартовска, так и для других
городов округа — состояние дорог. В этом году все ее остро ощутили. Все
потому, что денег на содержание и ремонт городских и сельских дорог отпускается
мало, недостаточно. В свое время были дорожные фонды, специальные отчисления.
И муниципалитеты могли на эти деньги содержать дороги в нормальном состоянии.
Законы поменялись, средств не стало. В то же время с каждым годом тот
же Нижневартовск все больше и больше берет на баланс некогда бесхозные
дороги. Это означает, что трассы надо ремонтировать, содержать. А на эти
цели городских бюджетов явно недостаточно. Мы рекомендовали правительству
обратить внимание на сложность ситуации и финансировать содержание трасс
из средств окружного бюджета.
— Олег Сергеевич, думаю в конце нашей беседы уместно затронуть
тему взаимоотношения нефтяников и властей. ТНК-ВР позиционирует себя социально
ориентированной компанией. В основе ее деятельности лежат соглашения с
субъектами Федерации и с муниципальными образованиями о социальном партнерстве.
Не могли бы вы рассказать о том, какие договоренности по сотрудничеству
были достигнуты в этом году между вами и властями территорий присутствия
ТНК-ВР?
— Первый опыт законодательно оформленного социального сотрудничества с
муниципальными образованиями у ТНК относится к 2000 году, когда с администрацией
Нижневартовска компания подписала соглашение о социальном партнерстве.
Поэтому основные моменты на 90% отработаны: я имею в виду направления
и суммы. По всему Ханты-Мансийскому округу в 2008 году ТНК-ВР направит
на «социалку» около 1 млрд. рублей. Работа над соглашениями ведется в
семи муниципалитетах Югры: в Нижневартовске, Радужном, Нягани, а также
в Нижневартовском, Ханты-Мансийском, Советском и Октябрьском районах.
Суммы поделены между муниципальными образованиями в определенной пропорции:
чем больше в регионе сотрудников компании, тем объемней социальная помощь
городским и районным бюджетам. Сейчас мы заканчиваем детальную проработку
этих соглашений и намерены подписать документы в декабре 2007 года. Впрочем,
окончательные цифры будут готовы к середине ноября. Никак не позже.
Но уже есть новые задумки. В следующем году мы хотим внедрить в Нижневартовске
корпоративную ипотеку на строительство жилья для своих сотрудников. В
этом вопросе мне, конечно, будет нужна поддержка властей Нижневартовска,
Радужного, Нижневартовского района, чтобы деньги были эффективно использованы
и во времени, и в конкретике. Например, чтобы цена вопроса была меньше,
а расположение «строительных пятен», а значит и будущих «нефтяных домов»,
было удачным. Я могу договориться со строителями, с банкирами — с ними
мы оговорим финансовый вопрос. Все остальное необходимо решать с властями,
чтобы не было лишних сложностей и проблем. В настоящий момент я уже получил
поддержку в Нижневартовске. Мы вместе с мэром города Борисом Хохряковым
пункт о корпоративной ипотеке пропишем в соглашении о социальном партнерстве
на 2008 год.
Второй вопрос — с Нижневартовским районом. Недавно мы обсуждали с главой
района Борисом Саломатиным, как решить проблему распространения спиртных
напитков на близлежащих месторождениях. Парадокс получается. На лицензионных
участках, там, где вахтовые поселки, где нефть добывают, стоят ларьки,
в которых продают спиртные напитки. Надо сказать, торгуют на законных
основаниях. Лицензии на торговлю выдает лицензионная палата Югры. Все
вроде бы по закону, но никто не задумался: как можно на таком серьезном
производстве продавать алкоголь. Я хочу сказать, что этот вопрос требует
большой работы. Для начала мы с Борисом Саломатиным договорились, что
он окажет нам всяческую поддержку. К примеру, районные власти для этих
целей землю в аренду будут давать по согласованию с недропользователями.
Уверен, для торговцев алкоголем на территории нефтепромыслов возникнут
и иные препятствия. Параллельно мы работаем с правительством и думой округа.
Нам жизненно необходимо запретить торговлю спиртным на наших месторождениях
и в вахтовых поселках. Я уверен: своей цели мы добьемся.
|