НА ГЛАВНУЮ
НОВОСТИ

ВАЛЕРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ТЯН.
ИЗ ПЛЕМЕНИ КРЫЛАТЫХ


ШАХАБУТДИН ЗАЙНУТДИНОВ, ВЕСТИ.UZ, 24.05.2006

     Мальчишка мечтал с детства о голубом небе. И, наверняка, видел в нем себя, парящего по-орлиному.
     Тем более Валерий ТЯН родился на самом краю казахстанской степи, принадлежит к поколению, появившемуся на свет на следующий после победного год. Так уж распорядилась судьба, что именно в лихую военную пору, в далеком от фронта сражений с фашизмом, в малоприметном поселке Ильичевка встретились молодые представители двух насильно переселенных в эти края народов — уроженец Приморья, кореец Николай ТЯН и ленинградка, немка Тереза ИКЕРТ. Вслед за дочерью Натальей у них родился сын Валерий, которому суждено было выбрать небесную профессию.

В середине пятидесятых годов прошлого столетия семья Тян переселилась в Ташкент, по соседству с аэропортом. Валерий окончил школу 93, что в районе знаменитого района, где некогда располагалась дача купца Тезикова. Потому по старинке эту былую столичную окраину называют Тезиковкой. Да к тому в здешних местах еще с двадцатых годов жили семьи авиаторов. Видать, все это и предопределило будущее Валерия Тян, когда ему довелось без обиняков выбирать профессию летчика. Еще с третьего курса Краснокутского училища гражданской авиации он начал проходить практику на «кукурузнике» Ан-2 в Сергелийском авиаотряде. Азам пилотирования его обучали инструкторы Виктор Прокопенко и Леонид Скибин.

Имена этих и многих других наставников, по мере освоения вождения малых и больших самолетов, Валерий Николаевич помнит и всегда с благодарностью о них отзывается. Так водить Ан-24 его обучал Абдусаттар Эрназаров, Ил-62 — Иван Багзин и Юрий Бенашвили, а во Внуково особенностям вождения Ил-86 учил Иван Пешеходов, в Тюмени осваивал грузовик Ил-76 у Владимира Краснова, когда в Узбекистане сформировали сводный отряд для полетов в Кабул в период афганских событий.

Почему в Сибири? Да потому что в те годы Тюмень являлась ведущей в аэрофлоте базой грузовых перевозок для обслуживания авиатрасс из Средней Азии на Дальний Восток, Крайний Север и даже на просторы Чукотки. В том сводном афганском отряде в числе первых ташкентских летчиков были двое ташкентцев — сверстники Валерий Тян и Улугбек Газиназаров, которые позже сами стали не просто командирами грузовика, но и пилотами-инструкторами, наставниками молодого поколения узбекистанских авиаторов.

Садиться в Кабульском аэропорту и взлетать оттуда при интенсивном обстреле гражданским летчикам приходилось не так просто. Ведь обстановка тогда была по-настоящему фронтовой. Недаром пилотов аэрофлотовских самолетов награждали боевыми орденами и медалями, в том числе героя нашего рассказа.


С летчиком-космонавтом СССР, дважды Героем Советского Союза Владимиром ДЖАНИБЕКОВЫМ

Так что послевоенного мальчишку, мечтавшего о мирном небе, спустя годы судьба опалила и закалила, если иметь в виду события, происходившие не так давно за Речкой. С обретением нашей республикой независимости НАК «Узбекистон хаво йуллари», как известно, вступила на сложный путь признания на мировом авиатранспортном рынке и в короткий срок сумела обосноваться в нем.

Причем, курс был взят на равноправные и партнерские отношения. Прежде всего, началось обновление авиапарка и аэропортов, привлечены иностранные инвестиции общей суммой свыше 1,3 млрд. американских долларов.

Узбекистан открывался миру, и мы заново открывали мир. Еще в 1992 году первый узбекистанский экипаж во главе с Валерием Тян совершил на Ил-62 трансокеанский перелет в Нью-Йорк. Со временем наши пилоты освоили западноевропейский А-310 и американские «Боинги».

Не так просто было сесть за штурвал этих современных лайнеров, напичканных «умными» компьютерами и спутниковой аппаратурой. Валерий Николаевич с теплотой вспоминает своих первых зарубежных наставников — шеф-пилота «Люфтганзы» Рольфа Проске из Франкфурта-на-Майне, шеф-капитана корпорации «Боинг» Нила Маккартни из Сиэтла, инструкторов из Тулузы.

Теперь былые их ученики сами стали учителями. Одни, списавших на «землю», вводят молодых пилотов в учебно-тренировочном центре НАК, другие — такие, как глава авиакомпании и действующий командир А-310, «Боинга-757 и Боинга-767» Валерий Тян — готовят смену себе в кабине скоростных лайнеров с эмблемой «Узбекистан эйрвейс» на борту.


С российским космонавтом, Героем России Салижаном ШАРИПОВЫМ

Ко всему этому надо добавить, что в течение почти четырех лет Валерий Тян был в буквальном смысле у руля новой в нашей республике и регионе структуры — Узгосавианадзора, который после известного президентского указа пришлось создавать единомышленников — самых опытных в сфере авиационной безопасности и безопасности полетов.

Иначе говоря, эта структура, став высшей авиационной властью суверенного Узбекистана, признана не только на постсоветском пространстве, но и во всех международных организациях, курирующих мировую крылатую отрасль.

Еще один штрих к портрету героя нашего рассказа, заслуженного работника транспорта Узбекистана, международного академика Санкт-Петербургской академии гражданской авиации. Валерий Николаевич является основателем династии авиаторов. Его жена Алия Зейтуллаева была стюардессой, «Боинги» водят сыновья Сергей и Андрей, окончившиеся в свое время Актюбинское авиаучилище. Младший Дмитрий завершает нынче 11-й класс. Кем будет? Наверное, не трудно догадаться.

По мнению отца, идти в авиацию не советовал сыновьям, но и не запрещал: сами выбирали профессию и не пользовались какими-либо привилегиями. В этом отношении старший Тян — очень строг.

В заключение добавим, что гражданская авиация Узбекистана всегда ценилась своими династиями. Таких сейчас насчитываются десятки. В племени крылатых есть представители трех и более поколений. Не только летчиков, но и инженеров, техников, авиадиспетчеров, работников других наземных служб.

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь