ВАЛЕРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ТЯН.
ИЗ ПЛЕМЕНИ КРЫЛАТЫХ
ШАХАБУТДИН ЗАЙНУТДИНОВ, ВЕСТИ.UZ,
24.05.2006
Мальчишка мечтал с детства
о голубом небе. И, наверняка, видел в нем себя, парящего по-орлиному.
Тем более Валерий ТЯН родился на самом краю
казахстанской степи, принадлежит к поколению, появившемуся на свет на
следующий после победного год. Так уж распорядилась судьба, что именно
в лихую военную пору, в далеком от фронта сражений с фашизмом, в малоприметном
поселке Ильичевка встретились молодые представители двух насильно переселенных
в эти края народов — уроженец Приморья, кореец Николай ТЯН и ленинградка,
немка Тереза ИКЕРТ. Вслед за дочерью Натальей у них родился сын Валерий,
которому суждено было выбрать небесную профессию.
В середине пятидесятых годов прошлого столетия семья Тян переселилась
в Ташкент, по соседству с аэропортом. Валерий окончил школу 93, что в
районе знаменитого района, где некогда располагалась дача купца Тезикова.
Потому по старинке эту былую столичную окраину называют Тезиковкой. Да
к тому в здешних местах еще с двадцатых годов жили семьи авиаторов. Видать,
все это и предопределило будущее Валерия Тян, когда ему довелось без обиняков
выбирать профессию летчика. Еще с третьего курса Краснокутского училища
гражданской авиации он начал проходить практику на «кукурузнике» Ан-2
в Сергелийском авиаотряде. Азам пилотирования его обучали инструкторы
Виктор Прокопенко и Леонид Скибин.
Имена этих и многих других наставников, по мере освоения вождения малых
и больших самолетов, Валерий Николаевич помнит и всегда с благодарностью
о них отзывается. Так водить Ан-24 его обучал Абдусаттар Эрназаров, Ил-62
— Иван Багзин и Юрий Бенашвили, а во Внуково особенностям вождения Ил-86
учил Иван Пешеходов, в Тюмени осваивал грузовик Ил-76 у Владимира Краснова,
когда в Узбекистане сформировали сводный отряд для полетов в Кабул в период
афганских событий.
Почему в Сибири? Да потому что в те годы Тюмень являлась ведущей в аэрофлоте
базой грузовых перевозок для обслуживания авиатрасс из Средней Азии на
Дальний Восток, Крайний Север и даже на просторы Чукотки. В том сводном
афганском отряде в числе первых ташкентских летчиков были двое ташкентцев
— сверстники Валерий Тян и Улугбек Газиназаров, которые позже сами стали
не просто командирами грузовика, но и пилотами-инструкторами, наставниками
молодого поколения узбекистанских авиаторов.
Садиться в Кабульском аэропорту и взлетать оттуда при интенсивном обстреле
гражданским летчикам приходилось не так просто. Ведь обстановка тогда
была по-настоящему фронтовой. Недаром пилотов аэрофлотовских самолетов
награждали боевыми орденами и медалями, в том числе героя нашего рассказа.
С летчиком-космонавтом СССР, дважды Героем Советского Союза Владимиром
ДЖАНИБЕКОВЫМ
Так что послевоенного мальчишку, мечтавшего
о мирном небе, спустя годы судьба опалила и закалила, если иметь в виду
события, происходившие не так давно за Речкой. С обретением нашей республикой
независимости НАК «Узбекистон хаво йуллари», как известно, вступила на
сложный путь признания на мировом авиатранспортном рынке и в короткий
срок сумела обосноваться в нем.
Причем, курс был взят на равноправные и партнерские отношения. Прежде
всего, началось обновление авиапарка и аэропортов, привлечены иностранные
инвестиции общей суммой свыше 1,3 млрд. американских долларов.
Узбекистан открывался миру, и мы заново
открывали мир. Еще в 1992 году первый узбекистанский экипаж во главе с
Валерием Тян совершил на Ил-62 трансокеанский перелет в Нью-Йорк. Со временем
наши пилоты освоили западноевропейский А-310 и американские «Боинги».
Не так просто было сесть за штурвал этих современных лайнеров, напичканных
«умными» компьютерами и спутниковой аппаратурой. Валерий Николаевич с
теплотой вспоминает своих первых зарубежных наставников — шеф-пилота «Люфтганзы»
Рольфа Проске из Франкфурта-на-Майне, шеф-капитана корпорации «Боинг»
Нила Маккартни из Сиэтла, инструкторов из Тулузы.
Теперь былые их ученики сами стали учителями. Одни, списавших на «землю»,
вводят молодых пилотов в учебно-тренировочном центре НАК, другие — такие,
как глава авиакомпании и действующий командир А-310, «Боинга-757 и Боинга-767»
Валерий Тян — готовят смену себе в кабине скоростных лайнеров с эмблемой
«Узбекистан эйрвейс» на борту.
С российским космонавтом, Героем России Салижаном ШАРИПОВЫМ
Ко всему этому надо добавить, что в
течение почти четырех лет Валерий Тян был в буквальном смысле у руля новой
в нашей республике и регионе структуры — Узгосавианадзора, который после
известного президентского указа пришлось создавать единомышленников —
самых опытных в сфере авиационной безопасности и безопасности полетов.
Иначе говоря, эта структура, став высшей авиационной властью суверенного
Узбекистана, признана не только на постсоветском пространстве, но и во
всех международных организациях, курирующих мировую крылатую отрасль.
Еще один штрих к портрету героя нашего рассказа, заслуженного работника
транспорта Узбекистана, международного академика Санкт-Петербургской академии
гражданской авиации. Валерий Николаевич является основателем династии
авиаторов. Его жена Алия Зейтуллаева была стюардессой, «Боинги» водят
сыновья Сергей и Андрей, окончившиеся в свое время Актюбинское авиаучилище.
Младший Дмитрий завершает нынче 11-й класс. Кем будет? Наверное, не трудно
догадаться.
По мнению отца, идти в авиацию не советовал сыновьям, но и не запрещал:
сами выбирали профессию и не пользовались какими-либо привилегиями. В
этом отношении старший Тян — очень строг.
В заключение добавим, что гражданская авиация Узбекистана всегда ценилась
своими династиями. Таких сейчас насчитываются десятки. В племени крылатых
есть представители трех и более поколений. Не только летчиков, но и инженеров,
техников, авиадиспетчеров, работников других наземных служб.
|