НА ГЛАВНУЮ

БИБЛИОТЕКА

ЛЮДМИЛА ЛИ
ПОВЕСТВОВАНИЕ О ЛИ ДОН ХВИ
Место издания: Алматы
Общество потомков борцов за независимость Кореи
Год издания: 2003
Тираж: 300 экз.

Аннотация:

Книга о выдающемся сыне и патриоте Кореи Ли Дон Хви — это сборник самых различных материалов, в числе которых уже широко известные и последние работы зарубежных исследователей его жизни и деятельности, газетные публикации, воспоминания родных и близких, людей, знавших героя.

Только недавно мы начали открывать для себя имена, которые сыграли выдающуюся роль в национально-освободительном движении народа Кореи. Одно из таких имен — Ли Дон Хви. Эта работа — дань глубокого уважения памяти выдающегося патриота, его славной деятельности во имя независимости своей родины.

ЛИ Дон Хви — борец за независимость Кореи

Имя Ли Дон Хви связано с борьбой корейского народа против японской агрессии. Борьба эта была долгой, упорной и трагической — экономически слабая страна, которой была в то время Корея, попала под полное господство своего сильного соседа. Активное наступление Японии на Корею началось в 1905 году, а вскоре Корея оказалась под японским протекторатом. Япония добилась соглашения правителей страны на роспуск национальной армии, Корея оказалась фактически в руках колонизаторов.

Активно работала японская пропаганда, стараясь в корне уничтожить национальное сознание народа, объявляя его лишь частью «великой Японии», а не самостоятельной нацией. К сожалению, многие представители национальной интеллигенции клюнули на эту пропагандистскую удочку. Причем руководили ими не только страх перед сильными мира сего или шкурные интересы. Нет, многих Япония привлекала вполне искренне. Манила к себе мощь страны, этнически близкой, в отличие от культуры совсем уж непонятных «длинноволосых». Привлекала, как огонек, перспектива добиться для своей страны такого же преуспевания и благополучия, двигаясь в японском фарватере. Интересовала культура и быт — недаром толпы корейской молодежи хлынули в Японию на обучение. Японский язык и культура все больше вытесняли в их сознании язык родной — они воспринимали его как атрибут преуспевания, тогдашняя «япономания» части корейской молодежи сильно напоминала сегодняшний культ «дяди Сэма». История повторяется.

Однако не все корейцы были столь наивны в оценке взаимоотношений Японии и Кореи. Одним из тех, кто сразу увидел в Японии врага корейского национального самосознания, был Ли Дон Хви. Он родился 20 июня 1873 года в семье офицера, на севере Кореи в провинции Хамгендо в городе Танчхон. Отец Ли Дон Хви служил в королевской гвардии. Сын старался пойти по его стопам — до 1907 года служил в императорской гвардии на острове Канхвадо, где издавна располагалась запасная (на случай войны или других непредвиденных обстоятельств) резиденция королевского двора. Однако, как уже сказано выше, в 1907 году корейская армия была распущена. Ли Дон Хви воспринял это не только как свое личное горе, но, прежде всего, как национальный позор и унижение. Он увидел в этом национальную трагедию страны. Это обстоятельство было главным, что толкнуло Ли Дон Хви на путь борьбы с японскими колонизаторами.

В 1907 году Ли Дон Хви организовал на острове Канхвадо школу, где начал широкую пропагандистскую деятельность. Интеллигенция, сосредоточившаяся вокруг его школы, была объединена общими прогрессивными идеями, постепенно на Канхвадо сложился влиятельный центр просветительского движения, развернувшегося по всей Корее — «Кэмон ундон». Ли Дон Хви стал одной из наиболее известных фигур этого движения. Не ограничиваясь деятельностью на Канхвадо, Ли Дон Хви включился в организацию отдельных «новых народных обществ» (Синминхе) во многих городах страны. Эти организации активно выступали за развертывание вооруженной борьбы против японского империализма.

После аннексии Кореи, в начале 1911 г., японцам удалось напасть на след обществ Синминхе, после чего начались повальные аресты членов этого общества. К июню 1912 г. судебное следствие установило, что число приверженцев Синминхе доходило до 10 тысяч человек. Это означало, что цель общества — уничтожение японского колониального господства — разделялась массами корейцев. Из руководителей Синминхе были осуждены Ян Ги Тхэк, Им Чжон, Ким Гу, Ан Тэ Гук. Уцелевшие от арестов члены общества эмигрировали в Маньчжурию.

К тому времени в руководстве Синминхе выявились серьезные разногласия по вопросу методов дальнейшей борьбы, радикальная группа «быстрого прогресса», возглавляемая Ли Дон Хви, выступала за немедленное развертывание антияпонских выступлений, консолидацию корейцев Кандо и Приморья. Группа «постепенного прогресса» во главе с Ан Чан Хо считала, что такие действия преждевременны, так как следует сначала собрать достаточные силы. Ан Чан Хо строил планы освобождения Кореи в расчете на помощь США.

Группа Ли Дон Хви избрала базой своей дальнейшей борьбы Маньчжурию и Дальний Восток. Группа Ан Чан Хо обосновалась в США и Шанхае. Позже Ли Дон Хви стал активным сторонником Ассоциации независимости, основанной в конце 1908 года. Официально эта ассоциация считалась культурно-просветительской организацией. Это позволяло корейским патриотам за ширмой легальности вести активную патриотическую пропаганду, направленную против иноземного проникновения в Корею.

Полиция установила слежку за Ли Дон Хви. Вскоре он был арестован и отправлен в ссылку Освободившись в 1912 г., Ли Дон Хви с еще большей энергией включился в пропагандистскую деятельность, чем снискал в массах широкую известность и искреннюю любовь. Очевидцы вспоминают, какую бурную радость вызвала в 1912 году встреча с Ли Дон Хви у жителей Вонсана. Смущенного Ли Дон Хви горожане носили на руках с одного митинга на другой.

Это вызвало еще больший интерес к Ли Дон Хви у властей и полиции. Усилившиеся преследования вынудили Ли Дон Хви в конце 1912 г. выехать в Маньчжурию. Там он примкнул к корейскому обществу приграничных переселенцев «Канминхе», которое имело обширную сеть местных ячеек в северных провинциях Кореи, в Китае и даже среди корейцев, проживавших в России. Члены общества обязаны были оказывать всемерную помощь партизанским отрядам, борющимся против японцев. Нередко они и сами участвовали в рейдах партизан. Русский вице-консул Троицкий высказывался следующим образом: «...партия эта очень влиятельна и широко раскинула свои организации. В политическом плане она имеет характер антияпонский, и японцы не без основания приписывают ей все начинания в области антияпонского движения».

В 1913 году Ли Дон Хви перебрался из Маньчжурии на русский Дальний Восток и обосновался во Владивостоке, там он установил тесные связи с корейским Обществом поощрения предпринимательства (Квонопхве). Ли Дон Хви оказал значительное идейное влияние на это общество. Через издаваемую обществом газету «Квоноп синмун», которая отстаивала экономические интересы проживающих в Приморье корейцев, Ли Дон Хви повел широкую патриотическую пропаганду, направленную против японских колонизаторов. Общество постепенно превращалось в центр активной антияпонской деятельности, и японцы сделали все от них зависящее, чтобы покончить с этим обществом. Они распространили дезинформацию о том, что Ли Дон Хви и другие деятели общества якобы имеют связи с германскими агентами в Китае. Был оказан нажим по дипломатическим каналам. В результате газета была закрыта. Однако и это не остановило Ли Дон Хви. Он активно продолжал борьбу, а после Октябрьской революции включился в революционную работу в Приморском крае. В 1919 году он встретился в Китае с Сунь Ят Сеном, а в июле прибыл в Шанхай в один из центров корейской политической эмиграции. Здесь еще раньше было сформировано корейское правительство в эмиграции, премьер-министром которого заочно был назначен Ли Дон Хви. Выступив в Шанхае перед корейскими эмигрантами, Ли Дон Хви призвал их расширить освободительное движение против японского империализма, предложив считать сформированное здесь правительство Революционным исполнительным комитетом, выдвинул некоторые предложения по символике корейского независимого государства.

Идеи Ли Дон Хви показались слишком радикальными некоторым корейским эмигрантам, и, не желая становиться объектом раздоров, Ли Дон Хви отказался от поста премьер-министра эмиграционного правительства. Он сосредоточил свою энергию на создании Компартии Кореи, обратился за помощью в Москву, в Исполком Коминтерна. В Москве Ли Дон Хви удалось встретиться с В.И. Лениным.

19 октября 1922 года в г. Верхнеудинске состоялся объединительный съезд Корейской компартии (Иркутская и Шанхайская группы), на котором присутствовал 131 делегат. Съезд открыл Ли Дон Хви.

В последние годы своей жизни Ли Дон Хви работал во Владивостоке, где скончался в январе 1935 года.

Деятельность Ли Дон Хви можно оценить по-разному. Его можно критиковать за излишний радикализм. Однако нет сомнений в том, что этот человек всем сердцем хотел видеть свою страну свободной, независимой и счастливой. Поэтому его имя сохранилось в памяти благодарных потомков.

Сеульский вестник, январь 1999 г.

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь