НА ГЛАВНУЮ
БИОГРАФИИ

НАМ Людмила Валентиновна
(01.02.1947, Макинск, КазССР — 04.04.2007, Капчагай, Казахстан)

Оперная певица, народная артистка Российской Федерации (2003). Солистка Государственного академического Большого театра России (ГАБДТ, 1977-1997 гг).

Род. в г. Макинске (Казахстан) 1 февраля 1947 г. В 1965 г. после окончания педагогического училища работала учительницей в средних школах Балхаша и Уштобе. Окончила музыкальное училище в Хабаровске (1973), Московскую гос. консерваторию им. Чайковского по классу проф. народной артистки СССР И.К. Архиповой.
С 1977 по 1997 гг. работала в опере Большого театра. Пела все ведущие партии меццо-сопрано.
1977 — Серебряная медаль имени Глинки.
1978 — Серебряная медаль Международного конкурса имени Чайковского.
1979 — Серебряная медаль Международного конкурса имени Франциско Виняса (Испания).
1987 — присвоено звание «Заслуженная артистка России».
1988 — гастроли с концертами в Республике Корея в период Сеульской Олимпиады.
1990 — пела партию Кармен в постановке оперы «Кармен» в Сеуле.
1991 — гастроли с Большим театром в США, пела партию Няни в опере «Евгений Онегин» в Нью-Йорке и Вашингтоне, пела партию меццо-сопрано в «Реквием» Моцарта.
1991 — гастроли с концертами на Мировом Корейском Фестивале в Сеуле.
1992 — пела партию Азучены в постановке оперы Верди «Трубадур» (11 спектаклей) в Шотландии и партию Боярыни Морозовой в постановке оперы «Опричники» на Эдинбургском фестивале.
1993 — гастроли с сольными концертами по приглашению корейской общины в США (Филадельфия, Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Вашингтон, Балтимор).
1994 — гастроли с сольными концертами по приглашению корейской телекомпании КБС по городам Кореи (Тэгу, Ульсан, Чеджудо).
1994 — пела партию Няни в постановке оперы «Евгений Онегин» в Бельгии.
1995 — пела партию Азучены в постановке оперы «Трубадур» в Тэгу (Корея).
1996 — записала 11 оперных арий на компакт-диск для «Сеул рекордс компани».
1997 — гастроли с сольными концертами по приглашению газеты «Кореа таймс» в г. Торонто (Канада).
1997 — работала профессором вокала в школе искусств в г.Тэгу (Корея).
1999 — выступала в новогоднем гала-концерте на КБС (Сеул).
1979-2000 — гастроли с концертами и участие в операх по странам СНГ, в Болгарии, Венгрии. Румынии, Чехословакии, Югославии, Германии. Бельгии, Франции. Шотландии, Англии, Испании, США, Канаде, Корее, Китае (Верди «Аида» — Амнерис, Верди «Трубадур» — Азучена, Верди «Дон Карлос» — Эболи, Визе «Кармен» — Кармен, Мусоргский «Борис Годунов» — Марина Мнишек Бетховен «9-я симфония» — партия меццо-сопрано, Моцарт «Реквием» — партия меццо-сопрано, Беллини «Норма» — Адальжиза, Россини «Севильский цирюльник» — Розина).
2000 — пела партию Мамы Вольме в постановке оперы «Легенда о девушке Чун Хян>> Корейской оперой (директор Юн Сок Чин) в г. Шанхае (Китай).
2000, июль — выступала в гала-концерте на Третьем Международном фестивале корейцев в Корее.
2000, сентябрь — записала старинные русские романсы с квартетом «Московская балалайка» на компакт-диск.
2000, декабрь — награждена орденом Республики Корея «Кунмин пхондян». Народ. Конституция. Президент.
2003, июнь — Указом Президента России удостоена звания «Народный артист России».
С 1998 г по н.в. — солистка Московской гос. филармонии, концертно-камерная певица.

Родословная. Прадед Нам Хо из Кореи (Пусан). Дед Нам Хо Пем (Нам Иван Пантелеймонович). Род. в 1895 г. в с. Краббе Посьетского сельсовета. В 1937 г. расстрелян. В 1959 г. реабилитирован посмертно.
Бабушка — Хен Елена Федоровна род. в Когасе (1901-1980). Повар, воспитала 5 детей.
Отец Нам Валентин Иванович (1924-1989), род. в Ендауде Посьетского р-на Приморского края. Шофер, каменщик. Мать — Нам (Картавцова) Вера Поликарповна род. в г. Макинске, Казахстан (1925-1992). Домохозяйка. Воспитала 5 детей.
Старший брат — Нам Виктор (2 сент. 1949) — работает в области физкультуры и спорта. Сестра — Нам Лариса (3 апр. 1953) — врач. Брат-Нам Юрий (11 февр. 1961) — инженер. Брат — Нам Сергей (4 апр. 1969) — бизнесмен.

* * *

ВЛАДИСЛАВ ПЬЯВКО,
народный артист СССР, академик, проф.


— Людмилу Нам я знаю с конца семидесятых годов XX века. Весь ее творческий путь проходил на моих глазах и при моем непосредственном участии в становлении и развитии ее недюжинного таланта. Богатейшей окраски, настоящее объемное колоратурное меццо-сопрано Людмилы Нам, столь редкое явление голосовой природы, плюс огромная работоспособность неординарной певицы позволили ей не только обратить на себя внимание музыкальной общественности Советского Союза, но и занять достойное место в плеяде выдающихся мастеров оперного искусства в 80-90-х годах прошлого века. Долгие годы служа флагману оперного искусства и мировой музыкальной культуры Большому театру СССР, Людмила Нам была в гуще всех творческих свершений этого прославленного коллектива и внесла в его историю свою весомую лепту, умножив славу этого Великого театра.

Она блистала на сцене Большого театра ССР в таких незабываемых образах мировой оперной литературы, как Кармен в опере Жоржа Бизе «Кармен», Любови в опере П.И.Чайковского «Мазепа», Марины Мнишек в «Борисе Годунове» Модеста Мусоргского. Она явилась первой исполнительницей в Большом театре партии Розины в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини в меццо-сопранной редакции. Ее обаятельная внешность, обворожительная пластика и чарующие звуки грудного регистра производили ошеломляющее впечатление на зрителей, когда она исполняла партию Кончаковны в опере Бородина «Князь Игорь». Невозможно забыть и ее Адальджизу в опере «Норма» Винченцо Беллини, которую она неоднократно исполняла вместе с прославленной Марией Биешу, выступая достойной соперницей не только в опере, но и в вокальном искусстве. Головокружительные колоратурные пассажи партии, огненные верхние ноты, чувство ансамбля, все это оставляло неизгладимое впечатление в сердцах слушателей от этого непревзойденного дуэта восьмидесятых годов. А разве можно забыть ее концерты, в которых она блистала в архитруднейших ариях и «Семирамиды», и «Золушки».

Я до сих пор не знаю и не слышал меццо-сопрано, подобного Людмилы Нам, — огромного, сильного, с беспредельным диапазоном и насыщенной красотой с верху до низу, которое бы с такой легкостью справлялось, словно играючи, с техническими трудностями, при этом оставаясь на сцене во время исполнения произведений естественной и обворожительной женщиной.

ЛЮДМИЛА ЛЯДОВА,
народная артистка России, композитор:


— Впервые я услышала Людмилу Нам в декабре 2001 г. на юбилейном вечере журнала «Мир женщины». Мне подумалось, как жаль, что я не знала эту прекрасную певицу лет тридцать назад. Я услышала великолепный тембр льющегося голоса с грустинкой. И в то же время в ариях этот голос звучал мощно и ярко. Я услышала те краски в голосе, которых мне не хватало в жизни. К сожалению, в наше время очень много певцов, равнодушных к нашей музыке, а тут я почувствовала полную гармонию между исполнением и музыкой. У нее индивидуальная трактовка, глубокое проникновение в смысл произведений. Мою музыку в 60-е годы исполняли наши выдающиеся певцы Н.А.Обухова, Зара Долуханова, Артур Эйзен, Антон Гринорьев, Иван Петров, Мария Биешу, Нинель Ткаченко, Валентина Левко. И вот через 40 лет я нашла изумительную певицу, поющую «душой и сердцем». Считаю себя счастливейшим композитором. Благодарю Бога за эту встречу.

АНАТОЛИЙ КАЛИНИН,
писатель:


— Благодарю несравненную Людмилу Нам, в великолепном певческом даре которой так счастливо сочетались и приобрели высокое совершенство музыкальная душа Кореи и музыкальная душа России, вызывая воcторг и взывая к любви, доброте и единению сердец. Пусть все ярче и трепетней сияет звезда Людмилы Нам, открывая всему миру тайны вечного искусства и утверждая нетленность и красоту окружающей жизни.

ВЛАДИМИР ЛИ,
проф. дипломатической академии МИД РФ, засл. деятель науки РФ:


— Моя супруга Роза Яновна и автор этих строк открыли для себя Людмилу Нам почти три десятилетия назад по театральной московской афише. Не колеблясь, ринулись в Большой театр, не пропуская потом ни одного её пения в опере и на концертах. Наполненное лиризмом и необычайной глубиной бархатное меццо-сопрано — уникальное явление в музыкальной культуре многонациональной России. Чарующие партии Эболи и Азучены в бессмертных вердиевских «Дон Карлосе» и «Трубадуре», Сузуки в «Чио-Чио сан» Путчини, Кончаковны в бородинском «Князе Игоре», Розины в «Севильском цирюльнике» и многое уникальное из наследия Генделя, Чайковского, Молчанова и других великих композиторов продолжают долго питать публику после её выступлений.

Незабываемыми стали гастроли Людмилы в Сеул в конце 80-х годов. «Её выступление, покорившее всех без исключения волшебным по тембру голосом. Она заставила в этот вечер плакать весь зал в Сеульском центре искусств, а в финале выступления разрыдалась сама», — писала в те дни газета «Чосон ильбо». Потрясающей была реакция зала на исполнение корейских народных песен. Не менее впечатляющий успех ожидал певицу в последующих гастролях во Францию, Германию, Испанию, Шотландию, Китай и другие страны.

Где источник выдающихся артистических достижений Людмилы Нам? Конечно, прежде всего в природном даровании и феноменальном трудолюбии, которое она проявляла на всех этапах совершенствования своего творчества под эгитой таких чутких педагогов: Н.П. Ломановой (г. Хабаровск), Н.А. Вербовой (г. Москва), народной артистки СССР солистки Большого театра Ирины Архиповой.

Однажды после её очередного блистательного концерта мне с супругой, страстной поклонницей пения, удалось прорваться с букетом роз за кулисы. После короткого знакомства выяснилось, что Людмила и мы — земляки, в прошлом почти по соседству жившие в небольшом казахском городе Уштобе. Знакомство в театре перешло в дружбу домами...

Не буду лукавить, на жизненном пути Людмилы Нам было и есть немало тернистых преград... Но как бы тяжко ни было ей в душе, она всегда сохраняет верность большому музыкальному искусству, как бы посвящая его одновременно и России, и Корее.. Получив первую весточку о том, что Президент В.В. Путин 11 июня этого года подписал долгожданный Указ о присвоении ей почетного звания народной артистки Российской Федерации, она немного всплакнула от радости и волнения... Невольно возникли очертания тернистого пути, приведшего ее в большую оперную классику, и мысли о грядущих неизведанных встречах с искренними поклонниками её чарующего меццо-сопрано.

Осенью этого года в Москве состоится творческий отчёт Людмилы Нам, первой кореянки удостоенной в России высшего артистического звания. И нет сомнения в том, что в этот вечер её забрасывают вновь несчетным числом живых цветов.

Энциклопедия корейцев России. М., 2003

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь