НАМ
Людмила Валентиновна
(01.02.1947, Макинск, КазССР — 04.04.2007, Капчагай, Казахстан)
Оперная певица, народная артистка Российской
Федерации (2003). Солистка Государственного академического Большого театра
России (ГАБДТ, 1977-1997 гг).
Род. в г. Макинске (Казахстан) 1 февраля 1947 г. В 1965 г. после окончания
педагогического училища работала учительницей в средних школах Балхаша
и Уштобе. Окончила музыкальное училище в Хабаровске (1973), Московскую
гос. консерваторию им. Чайковского по классу проф. народной артистки СССР
И.К. Архиповой.
С 1977 по 1997 гг. работала в опере Большого театра. Пела все ведущие
партии меццо-сопрано.
1977 — Серебряная медаль имени Глинки.
1978 — Серебряная медаль Международного конкурса имени Чайковского.
1979 — Серебряная медаль Международного конкурса имени Франциско Виняса
(Испания).
1987 — присвоено звание «Заслуженная артистка России».
1988 — гастроли с концертами в Республике Корея в период Сеульской Олимпиады.
1990 — пела партию Кармен в постановке оперы «Кармен» в Сеуле.
1991 — гастроли с Большим театром в США, пела партию Няни в опере «Евгений
Онегин» в Нью-Йорке и Вашингтоне, пела партию меццо-сопрано в «Реквием»
Моцарта.
1991 — гастроли с концертами на Мировом Корейском Фестивале в Сеуле.
1992 — пела партию Азучены в постановке оперы Верди «Трубадур» (11 спектаклей)
в Шотландии и партию Боярыни Морозовой в постановке оперы «Опричники»
на Эдинбургском фестивале.
1993 — гастроли с сольными концертами по приглашению корейской общины
в США (Филадельфия, Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Вашингтон,
Балтимор).
1994 — гастроли с сольными концертами по приглашению корейской телекомпании
КБС по городам Кореи (Тэгу, Ульсан, Чеджудо).
1994 — пела партию Няни в постановке оперы «Евгений Онегин» в Бельгии.
1995 — пела партию Азучены в постановке оперы «Трубадур» в Тэгу (Корея).
1996 — записала 11 оперных арий на компакт-диск для «Сеул рекордс компани».
1997 — гастроли с сольными концертами по приглашению газеты «Кореа таймс»
в г. Торонто (Канада).
1997 — работала профессором вокала в школе искусств в г.Тэгу (Корея).
1999 — выступала в новогоднем гала-концерте на КБС (Сеул).
1979-2000 — гастроли с концертами и участие в операх по странам СНГ, в
Болгарии, Венгрии. Румынии, Чехословакии, Югославии, Германии. Бельгии,
Франции. Шотландии, Англии, Испании, США, Канаде, Корее, Китае (Верди
«Аида» — Амнерис, Верди «Трубадур» — Азучена, Верди «Дон Карлос» — Эболи,
Визе «Кармен» — Кармен, Мусоргский «Борис Годунов» — Марина Мнишек Бетховен
«9-я симфония» — партия меццо-сопрано, Моцарт «Реквием» — партия меццо-сопрано,
Беллини «Норма» — Адальжиза, Россини «Севильский цирюльник» — Розина).
2000 — пела партию Мамы Вольме в постановке оперы «Легенда о девушке Чун
Хян>> Корейской оперой (директор Юн Сок Чин) в г. Шанхае (Китай).
2000, июль — выступала в гала-концерте на Третьем Международном фестивале
корейцев в Корее.
2000, сентябрь — записала старинные русские романсы с квартетом «Московская
балалайка» на компакт-диск.
2000, декабрь — награждена орденом Республики Корея «Кунмин пхондян».
Народ. Конституция. Президент.
2003, июнь — Указом Президента России удостоена звания «Народный артист
России».
С 1998 г по н.в. — солистка Московской гос. филармонии, концертно-камерная
певица.
Родословная. Прадед Нам Хо из Кореи (Пусан). Дед Нам
Хо Пем (Нам Иван Пантелеймонович). Род. в 1895 г. в с. Краббе Посьетского
сельсовета. В 1937 г. расстрелян. В 1959 г. реабилитирован посмертно.
Бабушка — Хен Елена Федоровна род. в Когасе (1901-1980). Повар, воспитала
5 детей.
Отец Нам Валентин Иванович (1924-1989), род. в Ендауде Посьетского р-на
Приморского края. Шофер, каменщик. Мать — Нам (Картавцова) Вера Поликарповна
род. в г. Макинске, Казахстан (1925-1992). Домохозяйка. Воспитала 5 детей.
Старший брат — Нам Виктор (2 сент. 1949) — работает в области физкультуры
и спорта. Сестра — Нам Лариса (3 апр. 1953) — врач. Брат-Нам Юрий (11
февр. 1961) — инженер. Брат — Нам Сергей (4 апр. 1969) — бизнесмен.
* * *
ВЛАДИСЛАВ ПЬЯВКО,
народный артист СССР, академик, проф.
— Людмилу Нам я знаю с конца семидесятых годов XX века. Весь ее творческий
путь проходил на моих глазах и при моем непосредственном участии в становлении
и развитии ее недюжинного таланта. Богатейшей окраски, настоящее объемное
колоратурное меццо-сопрано Людмилы Нам, столь редкое явление голосовой
природы, плюс огромная работоспособность неординарной певицы позволили
ей не только обратить на себя внимание музыкальной общественности Советского
Союза, но и занять достойное место в плеяде выдающихся мастеров оперного
искусства в 80-90-х годах прошлого века. Долгие годы служа флагману оперного
искусства и мировой музыкальной культуры Большому театру СССР, Людмила
Нам была в гуще всех творческих свершений этого прославленного коллектива
и внесла в его историю свою весомую лепту, умножив славу этого Великого
театра.
Она блистала на сцене Большого театра ССР в таких незабываемых образах
мировой оперной литературы, как Кармен в опере Жоржа Бизе «Кармен», Любови
в опере П.И.Чайковского «Мазепа», Марины Мнишек в «Борисе Годунове» Модеста
Мусоргского. Она явилась первой исполнительницей в Большом театре партии
Розины в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини в меццо-сопранной редакции.
Ее обаятельная внешность, обворожительная пластика и чарующие звуки грудного
регистра производили ошеломляющее впечатление на зрителей, когда она исполняла
партию Кончаковны в опере Бородина «Князь Игорь». Невозможно забыть и
ее Адальджизу в опере «Норма» Винченцо Беллини, которую она неоднократно
исполняла вместе с прославленной Марией Биешу, выступая достойной соперницей
не только в опере, но и в вокальном искусстве. Головокружительные колоратурные
пассажи партии, огненные верхние ноты, чувство ансамбля, все это оставляло
неизгладимое впечатление в сердцах слушателей от этого непревзойденного
дуэта восьмидесятых годов. А разве можно забыть ее концерты, в которых
она блистала в архитруднейших ариях и «Семирамиды», и «Золушки».
Я до сих пор не знаю и не слышал меццо-сопрано, подобного Людмилы Нам,
— огромного, сильного, с беспредельным диапазоном и насыщенной красотой
с верху до низу, которое бы с такой легкостью справлялось, словно играючи,
с техническими трудностями, при этом оставаясь на сцене во время исполнения
произведений естественной и обворожительной женщиной.
ЛЮДМИЛА ЛЯДОВА,
народная артистка России, композитор:
— Впервые я услышала Людмилу Нам в декабре 2001 г. на юбилейном вечере
журнала «Мир женщины». Мне подумалось, как жаль, что я не знала эту прекрасную
певицу лет тридцать назад. Я услышала великолепный тембр льющегося голоса
с грустинкой. И в то же время в ариях этот голос звучал мощно и ярко.
Я услышала те краски в голосе, которых мне не хватало в жизни. К сожалению,
в наше время очень много певцов, равнодушных к нашей музыке, а тут я почувствовала
полную гармонию между исполнением и музыкой. У нее индивидуальная трактовка,
глубокое проникновение в смысл произведений. Мою музыку в 60-е годы исполняли
наши выдающиеся певцы Н.А.Обухова, Зара Долуханова, Артур Эйзен, Антон
Гринорьев, Иван Петров, Мария Биешу, Нинель Ткаченко, Валентина Левко.
И вот через 40 лет я нашла изумительную певицу, поющую «душой и сердцем».
Считаю себя счастливейшим композитором. Благодарю Бога за эту встречу.
АНАТОЛИЙ КАЛИНИН,
писатель:
— Благодарю несравненную Людмилу Нам, в великолепном певческом даре которой
так счастливо сочетались и приобрели высокое совершенство музыкальная
душа Кореи и музыкальная душа России, вызывая воcторг и взывая к любви,
доброте и единению сердец. Пусть все ярче и трепетней сияет звезда Людмилы
Нам, открывая всему миру тайны вечного искусства и утверждая нетленность
и красоту окружающей жизни.
ВЛАДИМИР ЛИ,
проф. дипломатической академии МИД РФ, засл. деятель науки РФ:
— Моя супруга Роза Яновна и автор этих строк открыли для себя Людмилу
Нам почти три десятилетия назад по театральной московской афише. Не колеблясь,
ринулись в Большой театр, не пропуская потом ни одного её пения в опере
и на концертах. Наполненное лиризмом и необычайной глубиной бархатное
меццо-сопрано — уникальное явление в музыкальной культуре многонациональной
России. Чарующие партии Эболи и Азучены в бессмертных вердиевских «Дон
Карлосе» и «Трубадуре», Сузуки в «Чио-Чио сан» Путчини, Кончаковны в бородинском
«Князе Игоре», Розины в «Севильском цирюльнике» и многое уникальное из
наследия Генделя, Чайковского, Молчанова и других великих композиторов
продолжают долго питать публику после её выступлений.
Незабываемыми стали гастроли Людмилы в Сеул в конце 80-х годов. «Её выступление,
покорившее всех без исключения волшебным по тембру голосом. Она заставила
в этот вечер плакать весь зал в Сеульском центре искусств, а в финале
выступления разрыдалась сама», — писала в те дни газета «Чосон ильбо».
Потрясающей была реакция зала на исполнение корейских народных песен.
Не менее впечатляющий успех ожидал певицу в последующих гастролях во Францию,
Германию, Испанию, Шотландию, Китай и другие страны.
Где источник выдающихся артистических достижений Людмилы Нам? Конечно,
прежде всего в природном даровании и феноменальном трудолюбии, которое
она проявляла на всех этапах совершенствования своего творчества под эгитой
таких чутких педагогов: Н.П. Ломановой (г. Хабаровск), Н.А. Вербовой (г.
Москва), народной артистки СССР солистки Большого театра Ирины Архиповой.
Однажды после её очередного блистательного концерта мне с супругой, страстной
поклонницей пения, удалось прорваться с букетом роз за кулисы. После короткого
знакомства выяснилось, что Людмила и мы — земляки, в прошлом почти по
соседству жившие в небольшом казахском городе Уштобе. Знакомство в театре
перешло в дружбу домами...
Не буду лукавить, на жизненном пути Людмилы Нам было и есть немало тернистых
преград... Но как бы тяжко ни было ей в душе, она всегда сохраняет верность
большому музыкальному искусству, как бы посвящая его одновременно и России,
и Корее.. Получив первую весточку о том, что Президент В.В. Путин 11 июня
этого года подписал долгожданный Указ о присвоении ей почетного звания
народной артистки Российской Федерации, она немного всплакнула от радости
и волнения... Невольно возникли очертания тернистого пути, приведшего
ее в большую оперную классику, и мысли о грядущих неизведанных встречах
с искренними поклонниками её чарующего меццо-сопрано.
Осенью этого года в Москве состоится творческий отчёт Людмилы Нам, первой
кореянки удостоенной в России высшего артистического звания. И нет сомнения
в том, что в этот вечер её забрасывают вновь несчетным числом живых цветов.
Энциклопедия корейцев России. М., 2003
|