«...НАМ ЕСТЬ, ЧТО ПОВЕДАТЬ
ДРУГ ДРУГУ»
ЛАРИСА АКСЕНОВА
Известный тележурналист и юрист
Геннадий НИ-ЛИ, который безвременно ушел от нас меньше года назад, недавно
вновь заговорил — языком песен, сочиненных и исполненных им самим. Компания
«Синтез Рекордс» выпустила компакт-диск «Песни Геннадия НИ-ЛИ» в серии
альбомов «Андрей МАКАРЕВИЧ представляет». Мэтр российской эстрады дал
эксклюзивное интервью «РК».
–
Мы неоднократно писали о Геннадии Ни-Ли как о журналисте, преподавателе,
следователе прокураторы, общественном деятеле. Большим открытием для всех
нас явилось появление музыкального диска. Мы хотим, чтобы Вы помогли открыть
другого Геннадия Ни-Ли, о котором не знают наши читатели. Расскажите,
как Вы познакомились, и что Вас объединяло?
– Познакомились мы много лет назад, я думаю, что лет 20 назад это было…
Как-то с другом сидели у меня дома на Ленинском, и вдруг он предложил:
«А пошли к моему товарищу Гене, у него сегодня день рождения, это рядом».
Мы из 37-го дома пошли в 16-й пешком. Там мы и познакомились. Меня поразило
огромное количество музыкантов, рок-н-рольщиков московских, которых я
хорошо знал. Я никак не мог понять, кто такой? Чем Гена-то занимается?
В доме находилась масса музыкальных инструментов, не могу сказать, что
он на всех из них замечательно играл, но ему страшно нравился сам процесс
извлечения звука. У него была такая гармошечка, маленький аккордеон, он
играл только правой рукой на ней. Однажды я говорю: «Ген, а левой можешь?»
А он отвечает: «Могу, но просто противно».
Потом я узнал, что Гена работает в «Собеседнике», позже из «Собеседника»
он ушел в «Известия», затем он сменил массу мест работ, массу занятий.
И вот с тех пор общались постоянно.
– А у Геннадия много было друзей?
– Гену я знал только в нашей компании. А у него было много разных компаний.
Гена был очень общительным человеком. У него было много друзей.
– Какой смысл Вы вкладываете в понятие «друг»?
– Это человек, от которого нет секретов. Это человек, в компании которого
ты нуждаешься. Это человек, который всегда тебе может помочь. Так же как
и ты ему.
– Значит, Геннадия Вы можете назвать другом.
– Абсолютно точно. Но интересно, что все эти годы я не знал, что он пишет
песни. Мы часто собирались, что-то играли, мы что-то пели у него дома
все время. У него постоянно были «клавиши», несколько гитар, барабаны.
Мы выпивали, устраивали там джем-сейшены, он участвовал в них с большим
удовольствием, но своих песен не пел. И уже, в общем-то, совсем недавно,
года два назад, опять на каком-то таком празднике он взял гитару и спел
неизвестную мне песню. Я спросил: «Чье это?» А он вдруг говорит: «Это
мое». Я так поразился: «А ну-ка давай еще!» Мы весь вечер просидели. Он
мне пел песни, и я предложил: «Давай запишем». А он в ответ: «Да ну, это
ведь так, для компании, для своих». В общем, всячески хотел показать,
что ему это неинтересно, хотя я чувствовал, что на самом деле это ему
очень даже интересно, потому что он хотел, чтобы это было реализовано.
Прошел год, и мы придумали серию «Андрей Макаревич представляет». Александр
Кутиков подкинул такую идею - вместе c Геной сыграть его песни и записать
диск – а для того, чтобы привлечь внимание к человеку, которого как автора
песен пока никто не знает, необходимо мое участие, что мы и проделали.
И очень жаль, что Гена совсем немножко не дожил до выхода пластинки, буквально
неделю…
– Андрей, Вы знаете, нам с трудом удалось найти этот диск…
– Этот диск трудно найти, потому что у него небольшой тираж. А тираж его
небольшой, потому что дилеры определяют – что будет иметь спрос, а что
нет. Ведь все хотят «Фабрику звезд», которую каждый день крутят по телевизору,
и никто не хочет неизвестного автора независимо от качества того, что
он делает. Все это проблема рынка.
– Проект «Андрей Макаревич представляет» позиционируется как некоммерческий.
А что Вы называете «некоммерческой музыкой»?
– Музыка, на которой не зарабатывают.
– Кажется, на недавней встрече известных рок-музыкантов страны,
организованной заместителем главы администрации президента РФ Владиславом
Сурковым и Борисом Гребенщиковым, как раз-таки и обсуждалась эта тема.
– В Кремле советовались с музыкантами на тему того, что делать с современной
музыкальной культурой, как сделать так, чтобы та музыка, которую мы называем
некоммерческой, но которая тоже является искусством, стала также доступна
слушателям, как и музыка коммерческая, и в этом я с нашей властью совершенно
совпадаю. Меня тоже замучили эти «Фабрики» и жуткая пошлятина, которая
денно и нощно крутится по всем FM-радиостанциям.
– Как Вы сообщаете миру об этой серии? Ведь нужны солидные финансовые
средства на продвижение любого проекта, тем более некоммерческого…
– Вот сейчас продвигаю с Вашей помощью. Вы напишите – кто-то прочтет.
Это не единственное интервью, которое я даю на эту тему. На это денег
у меня нет, к сожалению, и взять их в кредит я не могу, потому что у меня
нет уверенности, что они вернутся. Поэтому я рассчитываю на то, что достаточно
известно мое имя и оно само за себя является знаком качества того, что
я предлагаю послушать.
– Мне показалось, что «Песни Геннадия Ни-Ли» – это бардовская
песня с городской московской романтикой, детством, воспоминаниями…
– Безусловно, именно так. Песни Гены очень похожи на него самого. А еще
в них удивительным образом застыло время: пахнущее шестидесятыми, романтичное,
немного наивное и очень светлое, ушедшее, увы, навсегда…
|