НА ГЛАВНУЮ

АРХИВ ГАЗЕТЫ "РОССИЙСКИЕ КОРЕЙЦЫ"

АЛЕКСАНДР ХВАН: «У МЕНЯ МОЩНЫЕ КРЫЛЬЯ — ГЕНЫ»


АЛЛА ЮЛИНА, РОССИЙСКИЕ КОРЕЙЦЫ, №3 (24), МАРТ 2002

    Уже несколько месяцев кинорежиссер Александр ХВАН находится в состоянии судебного процесса по защите своих авторских прав. Суд откладывался несколько раз, мини-сериал «Шатун» успел выйти на экран. Сначала кинорежиссер требовал запрещения этого показа и возможности перемонтировать этот сериал. Теперь А. ХВАН хочет, чтобы эта история стала достоянием гласности. Слушание состоится 2 апреля.

АЛЕКСАНДР ХВАН— Как относятся к судебному процессу ваши коллеги?

— 20 марта на Пленуме Союза кинематографистов России, посвященном проблеме телесериалов, я выступил и вкратце рассказал о возникшем конфликте между мной и ООО «Партнер фильм», телекомпанией REN-TV. Киносообщество — это отдельные личности. У всех есть семьи, все надеются справиться, договориться с ТВ в одиночку. Я тоже надеялся, тем более, что сначала мне говорили о том, что хотят поднять художественный уровень, что все будет сделано ради художника.

Телепродукции не требуется творческое и технологическое качество: тщательный монтаж, хороший звук, драматургия и актерская игра. Все это откровенная халтура. Любой отечественный сериал пока смотрится, а телепродюсеры бойко торгуют рекламным временем. Зачем думать о профессионализме, конкуренции, увеличивать затраты?

Понятно, что затяжной период малокартинья привел к тому, что профессиональные кинематографисты вынуждены соглашаться на любую работу, даже на телевидении. Но каждый кинематографист, который приходит на телевидение, должен отдавать себе отчет в том, что он не будет заниматься творчеством. Телевидение — это сфера обслуживания, а не искусство.

Работа на телевидении — это совершенно другая профессия. Кино вызывает эффект присутствия, зритель оказывается в мире, который создан художниками. А телевидение входит в дом, как водопроводчик. Другими словами, кино формирует эмоции, а телевидение манипулирует эмоциями зрителя.

С точки зрения телевизионщиков, кинематографисты — это снобы, которые вымирают и теряют зрителей. ТВ кичится своей многомиллионной аудиторией, которая дана ему автоматически. На фоне разрушенной киноиндустрии, когда зрителю просто некуда пойти, миллионная телеаудитория — козырь в руках жуликов.

— Вы уверены в успехе?

— Монтаж вышедшего на экраны сериала «Шагун», который был сделан актером А. Серебряковым, полностью исказил авторский замысел фильма. О чем этот фильм? Понять невозможно. Выдающийся материал — прекрасные работы оператора И. Кожевникова, актрисы О. Фандеры, — просто испорчен. Вместо телефильма получилась невнятная история. С этим я, как кинорежиссер, смириться никак не могу.

Если мне удастся выиграть судебный процесс, я уверен, что перемонтированный «Шатун» будет с успехом прокатываться по всем телеканалам, а также легко разойдется на видеокассетах — это будет интересное кино, захватывающее зрелище.

Конечно, я отдаю себе отчет в том, что сейчас я — Давид против Голиафа. Уверен, что мои противники активно готовятся к суду. Я тоже не сижу, сложа руки, мне помогают очень многие, еще больше коллег и друзей меня поддерживают. Я надеюсь выиграть. Но даже, если бы я совсем не надеялся, то все равно затеял бы этот судебный процесс. Это для меня вопрос, прежде всего, профессиональной и человеческой чести.

— Расскажите о своем новом фильме.

— Предложение снять фильм по сценарию одного из лучших сценаристов России Юрия Короткова (по его сценарию снят фильм «Страна глухих») возник как спасение после изнурительных и бесплодных переговоров по поводу монтажа «Шатуна». Я читал сценарий «Кармен», как некую современную историю. Все происходит на юге нашей страны. Главный герой — милиционер-охранник табачной фабрики, который влюбился в девушку — современную Кармен.

Я с большим удовольствием убедился, что сценарий Ю. Короткова не отступает от архетипических образов истории о Кармен. Это заслуга сценариста, который сумел так свежо подать всем знакомый сюжет. В нашем фильме не будет ни одной ноты из оперы Ж. Бизе.

По-моему, женщина — это божья плетка для мужчины. Вот, жил простой милиционер, все в его жизни было ясно и скучно. Но появилась Она и перевернула всю его жизнь, преобразила его внутренне, открыла мир, в котором он жил и которого не замечал. Я говорил во время сьемок всей группе: «Это история римского легионера, прошедшего духовный путь от звероподобного вояки до святого Себастьяна».

— Когда фильм выйдет на большой экран?

— Съемки закончились. А теперь предстоит долгий и мучительный период монтажа. Надеюсь, что фильм будет закончен в июле.

— Повезете на кинофестивали?

— Конечно, на какие успеем. Надеюсь, что фильм «Кармен» получит Оскара, как лучший зарубежный фильм.

— Как вы относитесь к современному кино, со всевозможными компьютерными эффектами?

— Кино первоначально было придумано как балаган, как аттракцион. Кино обязательно должно поражать воображение зрителя. Поэтому фильмы смотрят в кинотеатрах, а не на маленьком экране.

Но кроме эффекта присутствия, в кино очень важна структурность: монтаж, полифония, шумы, музыка, ритм, движения камеры. На человека гораздо сильнее воздействует структурная часть фильма, чем все трюки.

Для меня очень важно будоражить чувства и мысли зрителя, расширять его видение мира, формировать его эмоции и даже обострять восприятие всего происходящего. Многим мой стиль кажется неудобным, трудным... Да, возможно...

— Какие фильмы смотрит кинорежиссер Хван?

— Я предпочитаю смотреть фильмы на видео, чтобы отфильтровать все аттракционы и лучше рассмотреть структуру. Любой новый трюк, стилистический фокус быстро устаревает. В следующем сезоне все модное становится архаичным. А то, что не несет в себе элементов моды, то, что разрабатывает фундаментальные основы искусства, не постареет никогда.

Я смотрю голливудское кино. Я ценю «Терминатор» и «Титаник», именно за их структурность, а не за эффектные аттракционы.

Три моих любимых фильма: «Огни большого города», «Похитители велосипедов» и трилогия «Крестный отец».

— Каким вы были ребенком?

— В доме деда была огромная библиотека. Я научился читать в три года. Родителей это совсем не удивило. В детский сад я ходил с толстым томом «Детской энциклопедии». Конечно, я чувствовал себя одиноким. К тому же я был очень толстым ребенком, что тоже не увеличивало моей популярности у сверстников. Моим главным желанием тогда было не выделяться, быть как все... Конечно, мне это никогда не удавалось.

С первого класса я увлекался естественными науками, особенно астрономией. Но в силу моего вынужденного одиночества во мне, благодаря литературе, бурно развивалась эмоциональная сфера.

Конечно, у меня были друзья. С одним из них — с Эдуардом Крайком, немецким мальчиком, я знаком с четырех лет. Он очень талантливый поэт. Сейчас он живет в Чебоксарах, у него свой театр. Нашей дружбе уже больше сорока лет.

— Когда вы решили стать кинорежиссером?

— В 14 лет я прочитал «Войну и мир» и посмотрел фильм Стенли Крамера «Благослови детей и зверей». И роман, и фильм произвели на меня очень сильное впечатление. Даже в фильме Крамера, который заставил меня рыдать, я почувствовал, что мне не хватает эмоционального напряжения в финале — еще одного музыкального куска, еще какого-то компонента. Я не знал, как и чем это сделать, но очень хотел. Именное 14 лет я сделал выбор между естественными науками и искусством, в пользу искусства.

Мне очень повезло, наша школа находилась рядом с кинотеатром. И каждую субботу в школе был запланирован культпоход в кино. В подростковом возрасте я много читал, без всякой системы. Очень долго я читал книжку «На уроках Сергея Герасимова» об истории мастерской. Я получил представление о том, как происходит обучение во ВГИКе. Тогда для меня не было неинтересных фильмов, я просматривал весь репертуар всех городских кинотеатров. Все время я искал фильм, который полюбил бы до глубины души и не находил его.

— Вы отправились поступать во ВГИК?

— Я поразил своего отца, когда объявил о своем решении стать кинорежиссером. В 9 классе я занял четвертое место во Всесоюзной олимпиаде школьников по математике и у меня были приглашения в три лучших вуза страны. Все были уверены, что я буду учиться в Бауманском или Физтехе. А я объявил, что буду поступать во ВГИК.

Отец махнул рукой и отвез меня в Москву. Очевидно, я приглянулся своим педагогам Л. Кулиджанову и Т. Лиозновой. Я помню, как я стал орать стихотворение А. Вознесенского, ничего не понимая от волнения...

— Что вы испытывали во время вступительных экзаменов?

— Зачисление было только через месяц. Никаких планов или отходных путей у меня не было. Я не знал, что я буду делать, если не поступлю. Помню, что у меня было такое ощущение, что моя Судьба совершенно от меня не зависит.

Такое же ощущение было у меня, когда я снимал «Доминус» — мою дебютную работу в большом кино. Фатализм полный. Я постоянно думаю об этом. И у меня сложилось мнение, что люди делятся на две категории: на тех, кто является инструментом в чьих-то руках и на тех, которые не являются таковыми. Принято считать, что человек — хозяин своей судьбы. Ничего подобного! Огромное количество людей не нужны Создателю, они живут достаточно благополучно и все.

А долг человека, который является карандашом в руках Создателя, быть всегда отточенным. Я часто перечитываю «Розу мира» Даниила Андреева. В этой книге очень многое мне созвучно.

— Но так же тяжело жить.

— Мне не с чем сравнить: тяжело это или нет. Конечно, на близких это сильно сказывается. Мы с женой разведены. Я знаю, что жить со мной невозможно. Я очень своевольный человек. Лучше свободные, простые отношения. Если раньше человек-одиночка считался неудачником, аутсайдером, то теперь это стало нормой. Сейчас столько самодостаточных людей. И мужчин, и женщин. Теперь не только семья, но и отдельный человек стал ячейкой общества. И это хорошо, это нормально.

— Расскажите о себе, о своих корнях.

— У меня очень интересное происхождение. В 1932 году мой отец — пятилетний мальчик, вместе со своей семьей перешел реку Амур — из Манчжурии в Россию. Это были времена начала японской оккупации Манчжурии, об этом как раз фильм Бернардо Бертолуччи «Последний император». Огромное количество беженцев двинулось в Россию. Это одно из эпических событий очередного переселения народов. Точно также бежали евреи в Египет, армяне из Турции и многие другие.

Конечно, мне хочется рассказать историю любви моих родителей. Отец, с 14 лет работавший на шахте, самоучка, поступивший в институт — крайне пассионарный человек. А моя мама — девочка из благополучной семьи. Они познакомились в институте. Родители мамы были против ее брака с моим отцом. Их пытались разлучить. История борьбы за свою любовь длилась у моих родителей года четыре. Родители простили маму только после моего рождения. Так что я — результат страстной и преданной любви.

Я сильно ощущаю в себе корейскую, еврейскую и русскую генетику. Во мне все три крови существуют без конфликтов. Я воспитывался в интернациональной семье: дедушка-еврей, русская бабушка и папа-кореец. Мои родные — советские интеллигенты, специалисты, жившие честно и очень дружно.

— У вас есть дети?

— У меня есть взрослый сын, ему 21 год. Он учится в авиатехнологическом институте, на факультете летательных аппаратов. Он крайне дисциплинированный молодой человек. Занимается тхэквондо, и очень увлечен корейской культурой. Хотя внешне, конечно, он совсем не похож на корейца.

— Сын не хотел пойти по вашим стопам, стать актером или режиссером?

— Нет, никогда. Он посмотрел на нас, на семейную жизнь кинорежиссера и актрисы, и выбрал совершенно противоположный стиль жизни. Сейчас он занят обустройством собственной семьи. Я и моя жена помогаем им.

У меня — прелестная внучка, ей 11 месяцев. Так что маленькая девочка со светленькими волосиками и голубенькими глазками продолжает наш род Хванов.

— Александр, есть ли у вас желание снять автобиографический фильм?

— Я рано уехал из семьи, из родного города Чебоксары. С семнадцати лет я жил отдельно, в Москве. При редких встречах со мной отец вспоминал и рассказывал смешные или поэтичные истории своего детства и юности. Постепенно выкристаллизовался замысел: снять эпическую картину переселения корейцев в Россию и их жизни в чужой стране. В моем замысле нет претензий на автобиографию, я хочу показать мир во всем его многообразии мест, событий, лиц и характеров. Огромные пространства, массы людей, две войны и история ассимиляции части корейской общины в России. Именно из этого мира возник я.

— Общаетесь ли вы со своими корейскими родственниками?

— Очень редко. В 1982 году мне с моей русской женой Леной довелось побывать в селе под Симферополем, где живут мои родственники. Мы попали как раз на поминки, умер старший брат папы. То ли через обряды, то ли через вкус еды я ощутил, что у меня есть очень мощное крыло — корейские гены.

Многие вещи, которые я в себе знал, чувствовал, вдруг стали легко объяснимы. Например, эта сдержанность в проявлении эмоций, а внутри все клокочет! Или склонность к созерцанию. И совершенно непостижимая способность впадать в безумную ярость. Я не наблюдал этого у своего отца. Я вообще считал, что совершенно не похож на него...

После этой поездки к родственникам я увидел основание многим моим чертам характера. Все для меня там было экзотично, но я увидел и главное — достоинство в этих людях, которые занимались сельским хозяйством, давали детям высшее образование и не задумывались о более легкой доле. Стоическое приятие судьбы и жизни, вот что меня объединяет с моими родственниками по отцовской линии.

 

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь