НА ГЛАВНУЮ

АРХИВ ГАЗЕТЫ "КОРЁ ИЛЬБО"

СТЕПНАЯ ТРАГЕДИЯ


МАЙРА НАРЫШЕВА

    В предгорьях Джунгарского Алатау завершились съемки художественной фильма «Грех» по повести Магжана Жумабаева. Оператор-постановщик Борис ТРОШЕВ, художник-постановщик Александр РОРОКИН, продюсеры Танирберген ХАЖИЕВ и Сагындык ЖУМАДИЛ. Создатели приступили к монтажу и озвучиванию киноленты. По словам второго режиссера Лаврентия СОНА, новая работа студии «Казахфильм» появится на экранах страны уже в конце текущего года.

— Лаврентий Дядюнович, чем привлекло внимание постановщиков произведение Магжана Жумабаева, написанное почти сто лет назад? Это дань моде или отсутствие достойных произведений у современных сценаристов?

— «Шолпаннын кунаси» — одно из немногих прозаических произведений известного казахского поэта М. Жумабаева интересно современным звучанием темы. В нем столкнулись любовь, ревность, насилие и жестокость. Глубокое, искреннее чувство гибнет под натиском жизненных коллизий. Такое могло произойти и сто. и двести лет назад, случается это и сейчас. Сюжет заинтересовал Болата Шарипа, моего давнего друга и коллегу по режиссерскому цеху, выпускника Ленинградского института театра, музыки и кино, поставившего несколько фильмов, в том числе «Заманай». Он очень талантливый кинематографист, набирался в свое время опыта, работая вторым режиссером у Шакена Айманова и Султана Ходжикова.

— Давайте напомним читателям, в чем заключался грех Шолпан.

— Сюжет психологической драмы незамысловат. Шолпан выходит замуж за красивого охотника Сарсенбая, она счастлива. Но идут годы, а брак бездетен. Однако это ничуть не огорчает Шолпан: сердце милого целиком принадлежит ей, а дети, по ее разумению, мешали бы их счастью. Но молодая женщина все чаще замечает, как тянется к аульной детворе Сарсенбай: одного одарит сладостью, другого ласково потреплет по головке. Женщина чувствует насколько хрупко счастье — муж может оставить ее, если она не родит. Она видит спасение семьи в беременности и решается на связь с Азимбаем. Женщину провожают недобрые, осуждающие взгляды соседей, перешептываются и за спиной Сарсенбая. Измученный ревностью муж доходит до исступления, когда видит у своего дома Азимбая. В ярости набрасывается с кулаками на жену. На крики сбегаются соседи. Кто-то предлагает вернуть прежнее счастье молодым, совершив обряд очищения от греха: на голову Шолпан выливают 40 ведер воды. Но ничто не может спасти бедную женщину, она умирает. Единственный, кто искренне сочувствует Шолпан — свекровь. Полная трагизма финальная сцена не может не вызвать сострадания. Над небольшим могильным холмиком скорбная фигурка немолодой женщины, которая лишилась всякой надежды на счастье: невестка погибла, сына ждет тюрьма, ее — одинокая старость.

— А кто сыграл роль грешницы?

— На роль Шолпан режиссер-постановщик Болат Шарип пригласил непрофессиональную артистку, студентку романо-германского отделения международного университета мировых языков Дианару Кашаганову. Главную мужскую роль сыграл актер Серик Жолжаксынов, а роль свекрови — великолепно исполнила народная артистка Казахской ССР Замзагуль Шарипова.

— Известный советский режиссер Эмиль Лотяну, поставивший культовый фильм «Табор уходит в небо» считал, что половина успеха киноленты — в выборе хорошей натуры, он мог подолгу ездить по огромной стране в ее поисках.


— Нам тоже пришлось много поездить по республике, чтобы найти место для съемок. В поисках патриархального аула мы объехали западные и южные регионы. Но, увы, следы цивилизации были повсюду. Натуру для осеннее-зимних съемок нашли недалеко от озера Балхаш. Увиденный нами в полупустыне заброшенный аул был почти точной копией того, который описал Магжан Жумабаев. Неброские домишки наши рабочие огородили камышовыми и ивовыми заборами, смастерили жорашаки для обогрева жилища и приготовления пищи, снабдили предметами старинного быта, с большой достоверностью воссоздав антураж патриархальной зимовки казахского аула.

Летние съемки велись в живописном горном ущелье неподалеку от Каскелена. Но настроение съемочной группы изрядно подпортила погода. Только начнутся съемки, откуда ни возьмись, набегут тучи и хлынет дождь. Однажды мы вовсе были потрясены: майским днем увидели зимний пейзаж — съемочная площадка была запорошена снегом. А внизу, в долине, светило солнце и было жарко.

Хочется отметить, что все члены съемочной группы с большим желанием работали над созданием фильма «Грех». Потому что истосковались по настоящей работе. Не секрет, что главная и единственная кинофабрика страны — студия «Казахфильм» — в течение продолжительного времени простаивала. Но в последние годы ее работа оживилась. Успешно завершена работа над мега проектом «Кочевники». Не за горами время, когда на экраны выйдет «Грех», который финансировался из республиканского бюджета, такого не было давно. Уверен, период стагнации позади, впереди у кинематографистов Казахстана большое будущее.

 

К ПОСЕТИТЕЛЯМ САЙТА

Если у Вас есть интересная информация о жизни корейцев стран СНГ, Вы можете прислать ее на почтовый ящик здесь